Би янь лу - Записи лазурной скалы

Би янь лу 碧岩錄 («Записи лазурной скалы»), — сборник дзэнских коанов (гун-ань), которые излагают знания и опыт китайских мастеров чань. Данный сборник включён в «Великую сокровищницу канонов» («Да цзан цзина»), где представлен в разделе «Все школы» («Чжу цзун»).

 Своё происхождение сборник получил из нескольких школ чань, восходивших к основателю школы Линьцзи и известному наставнику Линьцзи Исюаню. Книга включает в себя «сто примеров» (бай цзэ) или 100 диалогов мастера Линьцзи и других учителей VIII—IX веков со своими последователями.

Все эти диалоги соединил в единый текст чаньский мастер Фэнъян Шанчжао (946—1024). Некоторые из этих диалогов имели комментарии в виде гатх (кратких «восхвалений» или «славословий»). Это стало причиной того, что данные комментарии получили имя «сун гу» («славословия древним»).

 Би Янь Лу - продукт коллективного творчества монахов школы чань (япон. дзэн, чань-цзун, Чань школа), первонач. импульс к-рому дал основатель направления линьцзи-цзун монах И-сюань из монастыря Линь-цзи (см. «Линь-цзи лу»), а завершили Чун-сянь (Ли Инь-чжи, 980–1052) из горного монастыря Сюэ-доу (совр. Нинбо пров. Чжэцзян), назв. к-рого стало его прозвищем, и Кэ-цинь (Ло У-чжу, 1063–1135), получивший от сунского императора Хуй-цзуна (пр. 1100–1125) почетное наименование Чаньский наставник Плод Будды (Фу-го чань-ши), а от императора Гао-цзуна (пр. 1127–1162) — Полное прозрение (Юань-у).
В Х в. школа линьцзи-цзун стала самым влиятельным направлением чань-буддизма, и использовавшиеся в ее психологич. практике вербальные приемы начали записываться. Первое такое собрание из 100 «образцов» (цзэ [1]), или «примеров», составил Фэнь-ян Шань-чжао (946/947–1024). Поскольку изложение «древней благодати» , т.е. слов и поступков старых мастеров, сопровождалось поэтическим комментарием в форме кратких стихотворений-гатх , эти тексты были названы «воспеванием древности» (сун гу). Подобную деятельность продолжил Сюэ-доу Чун-сянь, воспользовавшийся также в качестве источника подробным описанием чаньской традиции в «Цзин дэ чуань дэн лу» («Записи о передаче светильника [годов] Цзин-дэ [1004–1007]», 1004) Дао-юаня. Он составил «сто образцов воспевания древности» (сун гу бай цзэ), снабдив их в качестве пояснений своими гатхами.
В ХI в. применением коанов прославился сторонник линьцзи-цзун в версии янци, восходящей к Ян-ци Фан-хую (992–1049), У-цзу Фа-янь (1024?–1104), получивший прозвище Пятый патриарх (У цзу), т.к. в конце жизни подвизался в монастыре на горе Пинмао в Хуанмэе (пров. Хубэй), переименованной в гору Пятого патриарха из-за того, что на ней основал монастырь и был похоронен пятый патриарх Хун-жэнь. Учеником Фа-яня был высокообразованный и одаренный Кэ-цинь, который в горной обители Лин-цюань (Духовный источник) в горах Цзяшань (Фэнчжоу пров. Хунань) по просьбе анахорета-мирянина Чжан Шан-ина в 1111–1118 на основе материалов Чун-сяня прочитал цикл лекций о «ста примерах воспевания древности» (сун гу бай ли), к-рые были записаны его слушателями и оформлены в книгу.
Ее название восходит к начертанным Кэ-цинем у себя над дверью двум иероглифам би янь («лазурная скала»/«бирюзовый утес») из ответа на вопрос о горах Цзяшань в одном из коанов. В ответе речь шла о садящейся на лазурную скалу птице с цветком в клюве, что, очевидно, ассоциировалось со знаменитой проповедью Будды с цветами в руке на Соколиной/Коршуньей горе, где он, согласно чаньской легенде, впервые зафиксированной Ли Цунь-сюем в «Гуан дэн лу» («Расширение Передачи светильника», ок. 1029), молча передал своему преемнику Махакашьяпе (Мохэцзяшэ, см. Кашьяпа) «духовное сокровище» чань, положив начало данному учению и школе.

 

 «Записи лазурной скалы»

  1.Наставление

 Если из-за горы поднимается дым, значит там есть огонь. Если из-за забора высовываются рога, значит там есть буйвол. Понять три, когда называют одно, определить цену с одного взгляда - вот повседневная еда и питье монаха. Пребывает там, где обрываются все потоки, всплывает на востоке и погружается на западе, плывет по течению и идет потоку наперекор, по своей воле дает и отбирает - кто же это такой?

 Пример

 Император династии Лян У-ди спросил великого наставника Дамо: "В чем высший смысл святых истин?" Дамо ответил: "В беспредельно открытом нет святости". Государь спросил: "Кто говорит со мной?" Дамо ответил: "Неведомо".

 2.Наставление

 Небо и земля тесны; солнце, луна и звезды помрачены. Даже если удары посоха наставника будут сыпаться, словно капли дождя, и крики наставника будут греметь, словно гром, высшая истина останется недосягаемой. Будды могут знать это только для себя, учителя всех времен не могли передать это целиком, все толкования канона не могут разъяснить это до конца, монахи-ясновидцы не могут этим спасти себя. Оказавшись здесь, как можно еще просить наставлений? Произнести слово "Будда" - значит вымазать себя грязью. Произнести слово "чань" - значит покрыть себя позором. Долго постигавшие истину возвышенные мужи не ждут, когда эти будут слова произнесены. Новички, приступившие к учению, должны сами в этом разобраться.

 Пример

 Чжаочжоу наставлял собравшихся следующими словами: "Великий Путь лишен трудностей, избегайте лишь предпочтения и выбора. Как только появляются слова, появляются 'предпочтение и выбор'. Вот что такое 'ясность'. Я, старый монах, не пребываю в ясности. Держитесь ли вы еще за что-нибудь или нет?"

 Тут один монах спросил: "Коль скоро вы не пребываете в ясности, за что вы держитесь?" Чжаочжоу ответил: "Я и этого не знаю". Монах спросил: "Если вы, учитель, этого не знаете, почему вы все же говорите, что не пребываете в ясности?" Чжаочжоу сказал: "Ты получил ответ на свой вопрос, поклонись и выйди".

 3.Наставление

 Одна мысль, одна вещь, одно слово, одно речение - всюду есть во что вникнуть. Но это все равно что делать операцию на здоровом теле. Великая польза таится там, где не следуют установленным правилам, ибо всегда есть нечто, что лежит за пределами известного нам. Это нечто укрывает Небо и Землю, но его нельзя ухватить. "Так" правильно, и "не так" правильно: это слишком грубо. "Так" неправильно и "не так" неправильно: это слишком резко. Если не идти ни тем, ни другим путем - что будет правильно? Приведу пример, чтобы стало понятно.

 Пример

 Великий наставник Ма был нездоров. Настоятель монастыря спросил его: "Как вы себя чувствовали в эти дни?". Великий наставник Ма ответил: "Будда солнечного лика, Будда лунного лика".

 4.Наставление

 Воспринявший учение нашей школы должен быть смельчаком. Только тот, кто способен убить человека не моргнув глазом, может в одно мнгновение стать Буддой. Он знает и действует в одно и то же время, прячется, как будто стоит на виду, для него каждое событие - высшая истина. Оставив в покое главное, он учит пустякам. Если бы он устранил все трудности, молодым послушникам не на чем было бы сосредоточиться. Но если человек обладает ясным зрением, его нельзя обмануть. А лишенный ясного зрения попадает тигру в пасть и погибает. Приведу пример, чтобы каждый мог сам убедиться.

 Пример

 Сюэфэн наставлял собравшихся следующими словами: "Поднимите всю землю на своей ладони, и она будет велика, как рисовое зернышко. Бросьте ее перед собой. Если вы все еще понимаете не больше чем лакированная лохань, я ударю в барабан и созову всех поглазеть на вас!"

 5.Наставление

 Тысячи мудрецов не изрекли ни одного слова прежде звуков речи. Если вам не доводилось натолкнуться на него, вас будет отделять от него целый мир. Даже если вы ухватите его прежде звуков и отрежете языки людям в целом свете, вы все еще не достигнете совершенства. Вот почему сказано: "Небо не может это укрыть, Земля не может это поддержать, пустота мирового пространства не может это вместить, солнце и луна не могут это осветить". Превзойти будд и быть совсем одиноким - вот истинное достоинство. Если ты еще не дошел до этой мудрости, постигай ее смысл, который тонок, словно кончик волоска, и распространяй светоч истины во все пределы - тогда ты всегда будешь сам себе господин и все в твоих руках будет подлинным. Но скажите мне, что здесь необычного?

 Пример

 Монах по имени Хуэйчао спросил наставника Фаяня: "Хуэйчао спрашивает учителя, что такое Будда?". Фаянь сказал: "Ты - Хуэйчао".

 6.Наставление

 Если выставлено светлое зеркало, красота и уродство разделяются сами собой. Если взят в руку отточенный меч, казнишь или даришь жизнь в зависимости от обстоятельств. Китаец приходит - чужеземец уйдет, чужеземец приходит - китаец уйдет. В смерти откроешь жизнь, в жизни отыщешь смерть. Но когда ты достигнешь этого, как тебе быть? Без глаза, проницающего все препоны, и не имея места, где повернуться, ты не будешь знать, что делать. Но что такое глаз, проницающий все препоны, и место, где можно повернуться? Чтобы это узнать, приведу поучительный пример.

 Пример

 Монах спросил Чжаочжоу: "Что такое Чжаочжоу?" Чжаочжоу ответил: "Восточные ворота, Западные ворота, Южные ворота, Северные ворота".

 7.Наставление

 Сила будд и патриархов - в его руках. Судьбы всех людей и богов послушны его воле. Оброненным по случаю словом он повергает в изумление толпу и воодушевляет всех живущих. Одной мыслью он срывает замки и разбивает оковы. Перед лицом безупречной мудрости он совершает безупречные деяния. Но скажите мне, кто это такой? Знает ли кто-нибудь, где он пребывает? Чтобы это проверить, приведу пример.

 Пример

 Хуанпо наставлял собравшихся следующими словами: "Вы горькие пьяницы, опившиеся винного отстоя. Если вы будете и дальше слоняться по земле, куда же вы пойдете? Разве вы не знаете, что по всему Китаю нет наставников чань?"

 Тут один монах вышел вперед и сказал: "А что делают те, кто в разных местах ведут за собой учеников и наставляют общины?"

 Хуанпо сказал: "Я не говорю, что нет чань, только вот нет учителей".

 8.Пример

 Монах спросил Юньмэня: "Что такое 'учение всей жизни'?"

 Юньмэнь ответил: "Сказанное к месту слово".

 9.Наставление

 Нож, совершающий убийство, и меч, возвращающий к жизни, - вот высокий образец древности и сокровище наших времен. Но скажите мне не мешкая, где нож, убивающий человека, и где меч, возвращающий к жизни? Чтобы это проверить, приведу пример.

 Пример

 Монах спросил Юньмэня: "Если это не присутствующее в данный момент сознание и не присутствующее в данный момент явление, то что это?"

 Юхьмэнь ответил: "Суждение, поставленное с ног на голову?"

 10.Наставление

 Если твое сознание не меняется, ты утонешь в океане дурмана. Если твои слова не повергают в изумление толпу, ты погрузишься в пучину обыденщины. Но если в свете искры, высеченной из камня, ты сможешь отличить посвященного то невежды и при вспышке молнии сможешь отличить смерть от жизни, тогда ты порвешь все путы и возвысишься, как заоблачная скала. Но знаешь ли ты, что такой момент существует? Чтобы это проверить приведу пример.

 Пример

 Отшельник с Лотосового пика выставил свой посох и дал собравшимся следующее наставление: "Когда древние попали сюда, почему они не захотели остаться здесь?" И сам же ответил: "Потому, что они не набрались сил в дороге".

 И еще он говорил: "Что же в конце концов?" И сам же отвечал: "С посохом на плече, не смотря на людей, я ухожу за тысячу вершин и десять тысяч пиков".

 11.Наставление

 Когда нужно говорить, он говорит, и в целом мире ему нет равных. Когда нужно действовать, он действует, и в целом мире никто его не превзойдет. Он - как искра, высеченная из камня, или вспышка молнии, как пламя, раздуваемое ветром, или бурный поток, льющийся через лезвие меча. Когда он ударяет в гонг высшей мудрости, невольно смущаешься и не находишь слов. Он идет одним прямым путем. Чтобы проверить это, приведу пример.

 Пример

 Монах спросил Чжаочжоу: "Все сущее возвращается к единому, но куда же возвращается единое?"

 Чжаочжоу ответил: "Когда я был в Цинжоу, я сделал полотняную поддевку. Она весила семь цзиней".

 12.Пример

 Монах спросил Чжаочжоу "Я давно слыхал про каменный мост в Чжаочжоу, но когда я приехал, я увидел только деревянный мостик".

 Чжаочжоу сказал: "Ты видишь только деревянный мостик и не видишь каменный мост".

 Монах спросил: "Что же такое каменный мост?" Чжаочжоу ответил: "Он позволяет переправляться ослам, и позволяет переправляться лошадям".

 13.Наставление

 Весь мир не вместит его в себя: он один открыт для всех. Он ничем не связывает себя и всякий миг сам себя превозмогает. В речах он всегда беспристрастен - и всюду лишает людей жизни. Но скажите: куда древние уходили, дабы пребывать в покое? Чтобы узнать это, приведу пример.

 Пример

 Однажды великий наставник Ма и Байчжан прогуливались вместе и увидели пролетающих в небе диких уток. Великий наставник спросил: "Что это?" Байчжан ответил: "Дикие утки". Великий наставник спросил: "Куда они делись?" Байчжан ответил: "Они улетели". Великий наставник схватил Байчжана за нос, и то закричал от боли. Великий наставник сказал: "Да когда же они улетели?"

 14.Наставление

 Между буддами и живыми существами, по сути, нет разницы. Может ли быть различие между пейзажем и нашим "я"? Почему же мир делится на две стороны? Даже если узнать главное слово и занять главную переправу, это еще не значит предоставить всему быть как оно есть, целый мир не будет стоить того, чтобы за него держаться. Но где же таится главное слово? Чтобы узнать это приведу пример.

 Пример

 Юньмэнь показал свой посох и дал собравшимся такое наставление: "Этот посох превратился в дракона и проглотил вселенную. Горы, реки, вся огромная земля - где они теперь?"

 15.Наставление

 Рыбацкие сети между шестами видят только обладающие острым зрением. Смысл за пределами образцовых суждений доступен только посвященным. Но скажите, что такое сети между шестами? Что такое смысл за пределами образцовых суждений? Чтобы узнать это, приведу пример.

 Пример

 Монах спросил Далуна: "Физическое тело разрушается. А что такое неуничтожимое тело реальности?"

 Далун сказал: "Горные цветы горят, как узор на парче. Потоки в долинах блещут голубизной, как индиго".

 16.

 Юньмэнь дал монахам следующее наставление: "Древние будды и основания колонн сливаются в одно. Какое это состояние сознания?" И сам же ответил: "На южных горах собираются облака, на северных горах идет дождь".

 17.Наставление

 Его объятия широки, как вселенная, - и из них ничего не ускользает. Он разрезает все потоки - и не задерживает ни капли. Откроешь рот - и ты в заблуждении. Постараешься подумать - и ты совершишь промах. Но скажите мне, что такое всепроницающий глаз мудрости? Чтобы это узнать, приведу пример.

 Пример

 Юньмэнь однажды дал следующее наставление: "В каждом есть свет. Когда же вы смотрите на него, он темен, и вы не видите его. Что такое свет в каждом?" И сам ответил: "Кухонная полка и главные ворота". Он также сказал: "Хороший человек не сравнится с ничто".

 18.Наставление

 Ясновидец не имеет пристанища, иногда он подобен буйной поросли на вершине одинокого пика, иногда он наг и празден среди городской суеты. Порой он является как разгневанный демон с тремя головами и шестью руками. Порой он излучает безмерное сострадание, как Будда солнечного лика и Будда лунного лика. Из одной пылинки он извлекает все формы мира. Он смешивается с водой и грязью, чтобы спасти все существа. Если он вдруг воспарит ввысь, даже око Будды не узреет его. И пусть явятся хоть тысячи мудрецов - все равно они отстанут от него на тысячи ли. Есть ли кто-нибудь, кто этого достиг? Чтобы это проверить, приведу пример.

 Пример

 Юньмэнь дал следующее наставление: "Лекарство и болезнь уничтожают друг друга. Вся земля лекарство. А что такое ваше 'я'?"

 19.Наставление

 Будь безмятежен, ни за что не держись: на железном дереве распустятся цветы. Есть ли что-нибудь в том, что есть? Умный парень не отягощен заботами. Даже если он свободен на семь путей вверх и вниз и на восемь путей вправо и влево, найдется кто-нибудь, кто проткнет ему ноздри. Но скажите, в чем его ошибка? Приведу пример, чтобы каждый смог увидеть сам.

 Пример

 Господин Лу Сюань, беседуя с Наньцюанем, сказал: "Есть такое изречение: У Неба-Земли и у нашего я - один корень, вся тьма вещей и наше я - одно тело. Какие прекрасные слова!" Наньцюань указал на цветок во дворе и сказал: "В наше время этот цветок люди видят словно во сне".

Пещера Сивиллы — вход в иной мир?

В поэме «Энеида» Вергилий рассказывает о неких прорицательницах — сивиллах, которые вдохновляемые богом Аполлоном предсказывали будущее и выполняли ещё много других мистических функций. Самая знаменитая из них — сивилла Кумская, которая предсказала Энею будущее и сопровождала его в подземное царство. 

По одной из версий предания, Аполлон отмерил этой сивилле столько лет жизни, сколько песчинок поместилось у нее в горсти. Однако она забыла попросить у бога вечной молодости и высыхала, пока не превратилась в крошечное сморщенное существо.

Со временем её тело поместилось в бутылку, которая висела на дереве, и между изречениями пророчеств она просила о смерти. 

Собрания пророчеств сивилл известны как «Сивиллины книги». Сивилла Кумская предложила царю Тарквинию купить у нее девять из этих книг. Когда тот отказался, она сожгла три книги и предложила ему шесть за ту же цену. Тот отказался вновь, и она сожгла еще три, прося ту же цену за оставшиеся. Эти три книги и были куплены царем. Впоследствии к ним были прибавлены другие книги, и в критические для государства моменты римляне обращались к ним за советом. 

В 1932 году в Кумах, местечке близ Неаполя, была обнаружена пещера, принадлежащая, как считается сивилле Кумской. Кумы, пожалуй, первая греческая колония на итальянском побережье, основанная в XVIII веке до нашей эры. Здесь расположены остатки храма вдохновителя сивиллы Аполлона и храм Юпитера V века до нашей эры. 

Неподалёку в вулканическом кратере находится озеро Авернус, которое греки и римляне воспринимали как вход в ад. Когда птицы пролетали над озером, они умирали от ядовитых испарений. Возможно, они и оказали воздействие на Вергилия, который составлял план своей поэмы на берегах озера. 

Надо сказать, что Кумы это целое подземное царство, но Пещера Сивиллы занимает в нём особое место. Вся пещера, 131 метров в длину, была высечена в скале. Совершенно прямолинейная, она заканчивается небольшим залом с тремя нишами, которые и были домом сивиллы. 

Считается, что тоннель был построен еще древними греками, а затем римляне уже в два этапа: сначала между VI и V веками до нашей эры проложили в очень твердой породе галерею и зал оракула, а затем в IV-III веках до нашей эры тоннель был изменен и расширен. Но если посмотреть на пещеру в целом, она не имеет ничего общего с римским стилем, зато имеет поразительное сходство, например, с туннелем, который ведет к знаменитой гробнице короля Пакаля в пирамиде майя в Паленке. 

Трапециевидная форма очень характерна для древнейших каменных сооружений, разбросанных по всему свету. Можно вспомнить входы в этрусские гробницы, мегалитические стены народа инков в Куско и Ольянтайтамбо и множество других примеров. Возникает вопрос, как люди, жившие в разные времена, на разных континентах пришли к одному и тому же архитектурному стилю. 

Сегодня сложно понять, что на самом деле означал подобный тип геометрии в прошлом, какие функции выполнял, и почему именно была применена трапецеидальная форма. Официальная наука также не в состоянии объяснить, чем на самом деле являлась эта пещера, и почему выполнена в такой форме. Она объясняет это союзом мужского (квадрат) и женского (треугольник) начал, которые стремятся к небесному совершенству. 

В правой стене коридора, который имеет 5 метров в высоту, 2,5 метра в ширину и более 130 метров в длину, сделаны девять отверстий также трапециевидной формы. В другом месте в стене вырезаны глубокие ниши неизвестного предназначения. В середине коридора слева есть квадратная комната с ещё тремя трапециевидными комнатками, которые расположены крестообразно. Из них есть доступ к небольшой лестнице. Расположенные слева комнаты сегодня закрыты. 

В нижней части квадратной комнаты расположены несколько бассейнов, которые смутно напоминают саркофаги, но гораздо меньше по размеру. Немного дальше, есть ещё одна небольшая комнатка, всего несколько квадратных метров в ширину и около 1,60 метров в высоту с угловым камнем похожим на диван. 

В нижней части туннеля есть еще одна квадратная комната с аркой округлой формы, и сразу за ней слева немного ниже, находится комната оракула, с тремя небольшими арками, помещенными в крест. Для человека, который входит в первую комнату и смотрит в сторону комнаты оракула, создаётся впечатление, что это только вестибюль и тоннель может продолжаться дальше через три двери, но потом приходит понимание, что они закрыты, как будто огромная масса кубических блоков препятствует входу в дальнейшее пространство. 

Кажется немного странным, что такой длинный коридор, внезапно заканчивается в маленькой комнатке оракула, величиной лишь несколько квадратных метров. И если посмотреть внимательно на три ниши, то кажется, что это двери, хорошо запертые в скале. На центральной двери высечены две глубокие борозды. Что может скрываться за этими высеченными дверьми? Возможно, там есть тайные камеры или даже другие коридоры, которые ведут неизвестно куда. Может быть это и есть, знаменитый вход в ад, который поэт Вергилий описал в своей знаменитой «Энеиде». 

По всему коридору на стенах с обеих сторон имеются прямоугольные отверстия около десяти сантиметров, как будто что-то передавалось от одной стороны к другой. Наконец, по бокам пещеры есть своего рода бордюр, на котором возможно лежали какие-то перекрытия. 

Вся территория Флегрейских полей связана с мифами о смерти и с адом. Именно здесь по древнегреческой мифологии произошла гигантомахия — битва богов во главе с Зевсом, которым помогал Геракл, с гигантами. Гомер в «Одиссее» упоминает о кимерийцах, обитавших в этом районе ещё до греков и связанных с Флегрейским подземным миром. Страбон описывает их как древних жителей области Цумань, обитающих в домах под землёй, которые были связаны между собой туннелями. 

Согласно представлениям греко-римских народов о загробной жизни, где-то в окрестностях озера Авернуса скрывается вход в Тартар. Не случайно Вергилий посылает сюда своего героя Энея для встречи в царстве мертвых с его слепым отцом Анхизом, который поведал ему о будущем величии Рима. В Тартар Энея проводила как раз сивилла Кумская, поэтому не удивительно, что ниже уровня Пещеры Сивиллы есть римский склеп — пример подземной архитектуры и инженерного таланта римлян. Он соединён подземными ходами с другими местами Кумы, так же как и с озером Авернус, через пещеру Cocceio. Туннель исследован примерно на 180 метров, а далее всё забито мусором и щебнем. 

В мире есть множество других известных древних сооружений, в которых применяются архитектурные элементы в форме трапеции. Этот странный стиль можно наблюдать внутри Великой пирамиды, в Большой галерее. В камере Царицы есть ниша трапециевидной формы образованная блоками в стене, которая не несет никакой нагрузки от массы пирамиды. Этот стиль имеет прямое сходство с элементами архитектуры майя, например, в Хочикалько в Мексике. 

Курган Кара-Оба — один из самых таинственных памятников истории Керченского полуострова и, пожалуй, всего Северного Причерноморья, имеет вход ничем не отличающийся от майанского. Курган до сих пор остается загадкой, и единого мнения о назначении столь грандиозного сооружения пока нет. 

Загадочные Кумы лишний раз заставляют задуматься о связи древних цивилизаций между собой — сходство в культуре, архитектуре, и технологиях у всех народов, живших в древности на разных континентах. Многие народы верили, что боги живут под землёй и строили им ложные входы, вырубленные в скалах. И кто знает, может быть за таинственными дверями в пещере Сивиллы, также скрывается вход в неведомый мир.

Источник: https://www.kramola.info/vesti/neobyknovennoe/peshchera-sivilly-vhod-v-inoy-mir

PS 

ЧИТАТЕЛЯМ РУБРИКИ "ИСТОРИИ, УВИДЕННЫЕ ВО СНАХ"

Основная рубрика осознанных сновидений сайта Шамбала с платформы Миртесен ПОЛНОСТЬЮ ПЕРЕЕХАЛА на платформу blogger! 

Кто хочет читать "Шамбалу" без рекламы в авторском оформлении - подписывайтесь на новый блог Шамбала 
https://shambavedi.blogspot.com/ Жду своих постоянных читателей на новых страницах!

Популярное в

))}
Loading...
наверх
Яндекс.Метрика