Валерия Кольцова предлагает Вам запомнить сайт «Шамбала»
Вы хотите запомнить сайт «Шамбала»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Материалы, публикуемые на сайте, не имеют своей целью задеть или оскорбить чьи-либо религиозные или национальные чувства

Праздники сегодня

Администратор

6421 пользователю нравится сайт shambala.mirtesen.ru

Вы сейчас на сайте

6421 пользователю нравится сайт shambala.mirtesen.ru

Новые читатели

6421 пользователю нравится сайт shambala.mirtesen.ru

Яндекс.Метрика

Запретная история и археология

Нураги — великая тайна Сардинии

Одним из самых загадочных древних народов на планете являются нурагийцы. Мы не знаем их происхождение, особенности культуры. Известно только, что они жили на острове Сардиния во II тысячелетии до нашей эры и сооружали странные круглые башни из каменных блоков высотой до 20 метров, о назначении которых ученые спорят до сих пор.

Снаружи нураги кажутся очень примитивными сооружениями, напоминающими по форме перевернутое ведро. Но это впечатление сразу изменяется, когда наблюдатель заходит внутрь сардинской башни. Специалисты считают, что архитектурный стиль нурагов — «торос», по которому построен знаменитый древнегреческий город Микены. А арочные входы в башни похожи на легендарные Львиные ворота.

Археолог Барбра Сантилло Фризелл пишет: «Архитектура помещений, расположенных друг над другом в башне, настолько сложна, что их можно сравнить с великими средневековыми соборами».

Стены нурагов сложены из базальтовых блоков весом до трех тонн (видимо, их поднимали наверх по специальным лесам). Искусные строители применяли безрастворное крепление — блоки укладывали круг за кругом, постепенно сдвигая к центру. Но особый секрет того, что вся многотонная конструкция держалась под собственным весом, заключается в применение камней разной плотности. В щели же между блоками древние строители вбивали мелкие камни. Своды нурагов были также выложены с помощью «сухой» кладки и поражают своим совершенством простоты.

Входов во внутренние помещения было два. Первый — с южной стороны, от которого шел широкий коридор в круглую комнату со сводчатым потолком (в больших нурагах таких комнат было несколько). Другой, видимо, запасной, выход располагался на высоте 6 метров. Вероятно, через него можно было выбраться по веревочной лестнице или с помощью специальных подъемных мостов.

Освещались внутренние помещения через узкие окна в стенах, а наверх вели винтовые лестницы, где располагалась терраса с парапетом. По свидетельствам очевидцев, путешествие внутри нурагов — ни с чем несравнимое ощущение, так как в узких проходах людей внезапно охватывает страх и кажется, что можно остаться в каменном колодце навсегда. Видимо, строители старались сделать крепость неприступной и обезопасить ее «сердце».

Кроме единичных нурагов, существовали целые нуралогические комплексы. В центре такого комплекса обычно располагалась самая большая башня. Вокруг нее возводилось множество башен поменьше, а также «пиннеты» — круглые каменные хижины. Между хижинами и башенками были проложены причудливо соединенные между собой узкие улочки (не более метра ширины).

Такой сложный комплекс Су-Hуракси был открыт в Барумини. Он состоит из 12 нурагов и кажется темной громадой среди алых маковых полей плоскогорья Джестури. Су-Нуракси был построен с 1500 по 700 годы до н.э., начиная с центральной башни. В последующие века вокруг этой башни были возведены бастионы в форме квадрата и четыре угловых нурага, ориентированные по сторонам света.

Затем комплекс был дополнен еще 7 башнями, и все это было огорожено крепостной стеной. В комплексе были найдены огромные, выдолбленные из цельного камня чаши. Видимо, это были культовые сосуды, или простые бытовые приспособления для хранения пресной воды.

Под грудой камней в Су-Нуракси в 1950 году была раскопана странная статуэтка – модель нурага, по которой ученые смогли воссоздать его первоначальный облик. Видимо, древним строителям эта статуэтка служила макетом возводимой башни и заменяла чертежи.

Таких башен в Сардинии почти 8 000, хоть некоторые историки считают, что их намного больше и, если раскопать все курганы, то нашему взору предстанут до 20 000 сооружений. Дело в том, что когда Сардиния была захвачена римскими легионерами, нурагийцы принялись «хоронить» свои нураги. Они засыпали их землей, которую брали непонятно откуда, так как вокруг нурагов никаких раскопанных участков не обнаружено.

Ученые до сих пор спорят, для чего они строились – то ли как военные крепости, то ли как культовые сооружения

Тем не менее, то, что сохранилось, поражает своим незамысловатым совершенством. А мастерство и точность, с которыми строители нурагов возводили свои святилища-жилища – башни, может позавидовать современный инженер, вооруженный компьютерной техникой.

«Мы знаем об эпохе нурагов многое, но нам почти ничего не известно о самих нурагийцах. Древний народ был и остаётся одним из самых таинственных обитателей планеты Земля». Эти слова известного исследователя Франческо Сазула как нельзя более точно отражают суть проблемы, связанной с давно исчезнувшей загадочной цивилизацией строителей нурагов, которая существовала на острове Сардиния во II тысячелетии до н. э.

Вообще на территории Сардинии существует много населённых пунктов, имеющих в названии корень «нур». По мнению некоторых исследователей, корень слова «нураг» — нур, является очень примитивным и чрезвычайно древним и, скорее всего, обозначает высокую башню, состоящую из больших каменных блоков. В доиндоевропейские времена на средиземном побережье нурагами называли памятники.

Множество нурагов ныне безвозвратно разрушилось и ещё энное количество спрятано под землёй в холмах. Иногда новые нураги «вылупляются» буквально за одну ночь, как получилось со знаменитейшим нуралогическим комплексом возле населённого пункта Барумини в 1949 году. Там страшное наводнение полностью размыло один из холмов, и на свет божий показалась целая нуралогическая деревня, скрывавшаяся в земле почти 25 веков.

Когда учёные на основании раскопок восстановили первоначальный облик нурагийской крепости, выяснилось, что подобное сооружение, по сути, является, прототипом… средневекового феодального замка, построенного, правда, в бронзовом веке.

Однако следует сказать, что с датировкой нурагов существуют большие проблемы. На Сардинии имелось множество каменных сооружений ещё в «донурагический» период. Предполагается, что самые ранние, так сказать, «протонураги», датируются приблизительно 3500 годом до н. э., однако большинство их сооружено в период бронзового века — в XVIII-XV веках до н. э., или даже позднее. Подобная спорность датировки нурагов не даёт возможности вычертить точную хронологию древней истории Сардинии.

Да и вопрос о том, кто же строил на Сардинии замки в бронзовом веке, тоже остаётся нерешённым.

«ТЁМНЫЙ» НАРОД

О нурагийцах (или нураджитах) имеются лишь самые скудные сведения. Их происхождение и этническая принадлежность туманны. Единственное, о чём с уверенностью заявляют исследователи, нурагийцы не были индоевропейцами.

Первые люди на Сардинии появились почти 10 тысяч лет назад, возможно, с Корсики, так как в то время эти два острова были одной землёй. Некоторые учёные полагают, что в период позднего палеолита вообще существовал своего рода мост Африка – Сардиния – Корсика – Европа, и переселенцы могли прийти откуда угодно.

Вторая волна переселенцев пришлась на эпоху неолита, где-то 4-5 тысяч лет назад. По мнению известного русского учёного А.И. Немировского, Сардиния в эпоху строительства нурагов была промежуточным пунктом миграции предков этрусков из Малой Азии в Италию. Действительно, изделия искусства нурагической культуры обнаруживают определённое сходство как с этрусским искусством, так и с изделиями восточного Средиземноморья. Однако, по мнению этрусколога Массимо Паллоттино, архитектура нурагической культуры была в своё время самой прогрессивной для всех цивилизаций западного Средиземноморья, даже в сравнении с регионом Великой Греции на юге Италии.

Получается, что нурагийцы — не этруски, не народы моря, не коренные жители Сардинии, не иберийцы и не североафриканские племена, организовавшие в тот промежуток времени на острове самостоятельные поселения… Тогда кто же они? Симбиоз нескольких культур или же культура самостоятельная? Ответа нет до сих пор.

ЗАЧЕМ ОНИ ПОСТРОЕНЫ?

Также нет ответа и на вопрос о функциональной принадлежности нурагов. Одни башни строились на склонах, другие — на горах, а третьи — на вершинах холмов. Сохранившиеся фрагменты указывают на хорошо продуманную и безукоризненно выполненную конструкцию. В «комплекс» входили основная башня-нураг, подземный колодец, камни с солярными знаками и алтари для жертвоприношений. Во многих местах вокруг нурагов расцветали деревни.

Сейчас большинство учёных склоняется к мысли о многофункциональности нурагов. Простые нураги на вершинах холмов могли служить смотровыми башнями, а множество строений на побережье вполне можно считать вышками для наблюдения за морем, а также временным жильём для заходящих в порт торговцев.

Нураги же более сложной конструкции строились в общинных центрах и могли предназначаться для собраний, или же быть храмом, резиденцией правителей или же сочетать все эти функции сразу. По другой версии, нураги вначале строились для военных и оборонительных целей, а затем превратились в ритуальный центр.

Вопрос остаётся открытым, хотя, несомненно, башни имели символическое значение. Кстати, практически во всех исследованных нурагах археологи находили рога оленя. Они покоились в специальных углублениях под стенами. Так что напрашивается вывод, что олень для нурагийцев был священным сакральным животным. Возможно, духом-хранителем самого нурага.

ПОХОРОНЫ НУРАГОВ

Закат нурагической культуры начался с приходом финикийцев. Сардиния оказалась втянутой в войну за «место под солнцем», а затем, около II века до н. э., оказалась подчинённой Риму. Во времена римского владычества нурагийская культура постепенно исчезала. Исчезали и нураги. Часть исследователей полагает, что нурагийцы свои крепости… хоронили. В буквальном смысле этого слова.

Такая гипотеза родилась из факта, что все нураги на Сардинии были найдены в курганах одинаковой формы. Получается, что перед тем, как навсегда покинуть нураг, его жители замуровывали все входы каменными плитами, а потом крепость засыпалась землёй. Однако возле нурагов не было котлованов, откуда могли черпать землю на засыпку. Значит, она привозилась? Но откуда и каким образом?

СВИДЕТЕЛЬСТВА В БРОНЗЕ

Нурагийская культура не исчезла бесследно. Кроме нурагов, от неё сохранились ещё бронзовые изделия, в основном, статуэтки, известные как «бронзетто». Именно эти бронзетто и проливают каплю света на быт нурагийцев и позволяют судить об их социальной жизни и сложном религиозном культе, а также о высоком уровне развития металлургии. Чаще всего бронзовые статуэтки изображали вождей, охотников, животных и гораздо реже — женщин, если не считать женского божества, скорее всего, Танит. Отсюда напрашивается вывод, что среди нурагийцев выделялись представители прежде всего военной и гражданской части населения. Среди воинов, наверное, имелось много стрелков из лука, защитным оружием которых служили щиты.

Есть среди бронзетто и пронзительные сюжеты, своего рода нурагические «пиеты», получившие в литературе название «мать убитого».

Приобретённые на основании анализа бронзетто данные позволили некоторым учёным высказать мысль, что нурагийцы — это народ, в числе немногих стоявший у истоков европейской цивилизации.

Источники: http://забытаяреальность.рф/nuragi-velikaya-tajna-sardinii/

http://забытаяреальность.рф/nuragi-velikaya-zagadka-sardinii/

PS. Возможно, тайна строительства нурагов приоткрывается в материале:

Две жизни Леонардо, или путь в зазеркалье…


Валерия Кольцова 15 июн, 10:42
+5 0

Поиск по темам