Валерия Кольцова предлагает Вам запомнить сайт «Шамбала»
Вы хотите запомнить сайт «Шамбала»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Материалы, публикуемые на сайте, не имеют своей целью задеть или оскорбить чьи-либо религиозные или национальные чувства

Читать
Праздники сегодня

Администратор

6390 пользователям нравится сайт shambala.mirtesen.ru

Сейчас на сайте

  • Владимир Носков
  • Татьяна Скакалина
  • Андрей Холкин
  • Николай Шевченко
  • Айрат Гильманов
  • Игорь Баранов
  • Алексей Лисица
  • Mарина Макарова
  • Denis Egorov
  • Ольга Ковчур
  • Павел
  • АЛЕКСАНДР ВАРНИКОВ
  • ксения беляева
  • Владимир Тарасов
  • сергей филякин
  • Елена Головачева
  • Женя Карась
  • Елена Кузнецова
  • Bahtiar Dream
  • Марина Ксенз
  • Нина Зайцева
  • Сергей Васильев
  • ВВ ФОКИН
  • В.Ф. Богданов
  • Святой отец
  • Александр Семенов
  • Игорь Жарликов
  • alexander grimsin
  • sevier-82 Широбоков
  • Нина Мацаева
  • Alex
  • Виктор Золото
  • Валентина Л
  • Сергей Пальянов
  • Эмма Шилик
  • a z
  • Михаил Гагарин
  • stepanyuck_1959 степанюк
  • yrii Ширшов
  • Юлия Поезжаева
  • Александр Никитин
  • larisa zimina
  • Дикая кошка
  • Сергей Часовенко
  • Анатолий Хлытчиев
  • Aleksej Martjan
  • Алла Югова
  • Владимир Ермоленко
  • каир куку
  • Александр Трофимов

Новые читатели

6390 пользователям нравится сайт shambala.mirtesen.ru

Яндекс.Метрика

Ночная практика. Йога сновидений

развернуть

Ночь очень важна, потому что на нее приходится половина жизни, но часто мы спокойно "просыпаем" всё это время без всяких усилий и обязательств. Нужно по-настоящему осознать, что практику можно выполнять в любое время, даже когда ешь или спишь, в противном случае будет очень трудно продвинуться по пути. Поэтому ночная практика очень важна, и я объясню ее теорию и применение.

Говоря о ночной практике, обычно имеют в виду практику осознанного сновидения. Существует много объяснений осознанного сновидения, но в учении Дзогчен практика работы со сновидениями и достижение осознанных сновидений — не главное. Это вторичная практика. В применении к практике сновидения "вторичная" означает, что эта практика может возникать сама собой в результате выполнения главной практики, которая называется практикой естественного света.

Эта практика, практика естественного света, в сущности, относится к состоянию, предшествующему состоянию сновидений. Например, человек засыпает. При этом все его чувства прекращают работу: он спит. С этого момента наступает переходный период, который длится до начала сновидений. Этот период может быть длинным или коротким.

У некоторых людей состояние сновидений начинается почти сразу же после погружения в сон. Но что значит "начинается состояние сновидений"? Это значит, что ум снова начал работать. Состояние же, которое называют состоянием естественного света, свободно от работы ума. Это период, начинающийся, когда вы засыпаете, и заканчивающийся, когда ум снова начинает работать. А что наступает после него? Так называемое милам бардо6.

Есть соответствие между состояниями сна и сновидения и нашими переживаниями в процессе умирания. Когда человек умирает, прежде всего исчезают все чувства. Если говорить о разных видах бардо, то этап, когда в нас исчезают чувства, называют бардо момента умирания, чикэй бардо. В этот момент человек испытывает множество ощущений, сопровождающих исчезновение, уход, чувств.

После этого наступает бессознательное состояние, похожее на обморок. А затем начинается так называемое проявление четырех светов. В разных тантрах7 его объясняют немного по-разному. В одних говорится о четырех светах, в других — о пяти. На самом деле всё происходит так, будто вы потеряли сознание, а затем — с возникновением лучей света — сознание понемногу начинает пробуждаться.

Например, чтобы происходило мышление, ум должен начать работать. Сначала должно возникнуть чувственное восприятие. Ум начинает получать от чувств ощущения, но ни рассуждений, ни мышления еще нет. Мышление возникает постепенно, шаг за шагом.

Состояние осознанности присутствует, но ум еще не начал действовать, то есть мыслить. Это переходный период, который проходят в состоянии, которое называется "состояние естественного света". Всегда считалось, что именно в этот период практикующий Тантру обретает реализацию. Кроме того, в Тантре этот период описывают как момент, когда происходит встреча со светом-матерью8. Именно в этот момент после потери сознания сознание снова возникает, или заново пробуждается.

Тантрийское посвящение подразделяется на четыре разновидности, и последняя из них называется посвящением слова. Если у вас возникло понимание, учитель дает введение в природу ума9. Даже если вы не постигли природу ума, но у вас есть вера, заинтересованность, решимость и преданное отношение к практике, то иногда в момент последнего пробуждения сознания может произойти вспышка узнавания естественного ума, или ригпа. Это не так просто, но возможно, если знание действительно было. По мере того как вы проходите этот период, в определенной последовательности появляются различные света, чему посвящено множество описаний.

В учении Дзогчен последняя из этих стадий, пятый свет, называется лхундруб10, состояние самосовершенства. В этот момент сознание пробуждается. У вас есть возможность вспомнить то, что передавал учитель в прямом введении. Переживание этой передачи и есть так называемое переживание мудрости.

Воспользуемся аналогией с солнцем. Представьте, что небо закрыто облаками и среди этих облаков вы улавливаете проблеск солнца. Даже если облака не дают увидеть солнце целиком, у вас уже есть переживание того, что называют солнцем и солнечным светом. Такое переживание можно сравнить с переживанием мудрости.

Это знание называют "знание-сын" в отличие от "знания-матери", или полного переживания. Занимаясь практикой, мы стараемся развить "знание-сын". Это знание есть сын своей матери.

Некоторым людям в итоге практике удается полностью развить это знание и таким образом полностью реализовать себя в этой жизни. Говорят, что такой человек может обрести Тело Света11.

Предположим, вы не достигли полной реализации, но всё же получили переживание во время практики. Тогда в момент после смерти, находясь в состоянии лхундруб и встретив свет-мать, вы, прежде чем вернуться к работе ума, узнаете полное присутствие мудрости. Здесь используется аналогия воссоединения сына с матерью. В книгах говорится о встрече света-сына и света-матери, но, по существу, речь идет о том, что у нас был только пример переживания, а теперь мы встречаемся с ним во всей его полноте.

Это состояние — когда мы проходим стадии светов, приближаясь к абсолютному свету, лхундруб, или свету самосовершенства, — и есть то самое состояние, в котором обретают реализацию все, кто практикует Тантру. Только после этого переживания начинается состояние сипэй бардо. Вплоть до этого момента мы переживаем чоньи бардо, бардо дхарматы. Почему мы называем это состояние дхарматой? Потому что оно представляет собой наше подлинное исконное состояние, исконное сознание.

После чоньи бардо начинается сипэй бардо. Это то бардо, которое известно всем — бардо бытия. В этом бардо вновь начинается работа ума. Его можно сравнить с состоянием сновидений. В этом состоянии вы можете видеть всё что угодно, а потом просыпаетесь, и для вас начинается новый день. Точно так же после бардо для вас начинается другая жизнь. Эту жизнь определяет кармическое видение — так происходит перерождение. Так мы и живем: дни и ночи следуют непрерывной чередой.

Как видите, состояние бардо недостаточно изучить по книгам или понять теоретически — его нужно практиковать. Для подготовки к смерти и сипэй бардо нужно делать практику естественного света. Если вы получили представление о состоянии естественного света или способны его осознавать, эта осознанность и присутствие будут у вас и в момент смерти. Если вы сумеете умереть с присутствием и осознанностью, это значит, что вы будете помнить о проявлениях света. И тогда вы без труда узнаете свет-мать.

Повторяю, с началом бардо бытия начинается работа ума, и эту стадию называют психическим телом. Она аналогична возникновению состояния сновидений. В практике, которую мы делаем, нужно осознавать состояние естественного света, освоить его. Если вы осознаёте присутствие состояния естественного света, то в последующем состоянии сновидений ясно осознаете, что видите сны, и станете хозяином своих сновидений. Это значит, что человек не зависит от сновидений, а управляет ими. Поэтому практика сновидений второстепенна, а вот практика естественного света насколько важна, что ее значение трудно переоценить.

Как уже было сказано выше, погружаясь в сон, мы встречаемся с одной из двух разновидностей обычных сновидений: одна — это кармические сны, а другая — сны ясности. Кроме сновидений, отражающих карму нашей нынешней жизни, есть и кармические сны, связанные с прошлыми жизнями.

Вторая разновидность снов — сны ясности. Почему у нас бывают сны ясности? Потому что у каждого изначально есть бесконечные скрытые возможности — таково качество естественного ума, которым мы все обладаем. Поскольку всем нам присуща эта природа, сновидения ясности иногда проявляются даже в том случае, если мы не делаем никакой специальной практики. Выполняя ночную практику и всё больше ее осваивая, вы будете знакомиться с проявлениями сновидений ясности не время от времени, а регулярно.

Наверное, вы уже поняли теорию и осознали ее важность. Теперь я объясню, как претворить ее в практику.

Если вы человек беспокойный, перед сном можно сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, чтобы уравновесить течение ветра (тиб. лунг — прим. перев.) и успокоиться. Затем сосредоточьтесь на белой тибетской букве А (см. рис.) в центре тела. Если вы предпочитаете латинскую букву А, это тоже приемлемо. Важно, чтобы в вашем уме она соответствовала звуку "А", чтобы видя эту букву, вы знали, как она звучит.

Ночная практика. Йога сновидений
Тибетская буква А

Если поначалу вам не удается сосредоточиться и увидеть это А, возможно, дело в том, что вы не умеете его представлять. Попробуйте сделать так: напишите тибетскую или латинскую букву А на листе бумаги, поместите его перед собой и некоторое время пристально на него смотрите. Потом закройте глаза — А сразу же появится перед вашим мысленным взором. Так вы получите более четкий образ.

Итак, постарайтесь сосредоточиться на этом белом A. Или же представьте присутствие в себе белого A и сохраняйте это ощущение как можно дольше. Чтобы прочувствовать присутствие буквы более явственно, можно сделать такое упражнение. Представьте, что из центрального A возникает второе, а из второго — третье, пока не увидите поднимающуюся к макушке цепочку из A. Затем представляйте, как эти A спускаются обратно. Можете повторить это много раз, если сразу не заснете. Очень полезно и важно представлять эту цепочку всякий раз, когда вам трудно ощутить присутствие A, — это помогает повысить ясность.

Самое важное — засыпая, стараться сохранить присутствие этого A. Поначалу оно должно быть четким и точным, а потом нужно расслабиться. "Расслабиться" не значит потерять ощущение A или забыть о нем. Сохраняя ощущение присутствия буквы, вы расслабляетесь и в этом состоянии засыпаете.

Нужно стараться выполнять практику естественного света каждую ночь, точно так же, как днем нужно стараться постоянно быть в состоянии присутствия. В любое время, что бы вы ни делали, всегда есть возможность выполнять практику Дзогчена. Если же ночная практика Дзогчена для вас трудна, если вы больше привыкли выполнять практику сновидений в духе Тантры и у вас есть посвящение конкретного божества, то, возможно, вам стоит продолжать свою тантрийскую практику Например, если вы делаете практику Ваджрайогини12, то, засыпая, старайтесь представлять в центре тела совсем крошечную Ваджрайогини. Мы называем это крошечное существо джнянасаттва, что означает "проявление мудрости".

Вы спите, сохраняя это присутствие. В тантрийских практиках сновидений существуют и другие практики визуализации, похожие на гуру-йогу13. Например, можно представить Ваджрадхару14 как единство всех своих гуру и проявить эту визуализацию в центре тела. Сохраняя присутствие его образа, вы расслабляетесь и постепенно засыпаете. Поскольку все эти практики относятся к Тантре, следует применять только специальные наставления, полученные вами от своего учителя.

В Дзогчене же, чтобы упорядочить энергию, мы обычно выполняем визуализацию белого A, о которой я уже рассказал. Мы представляем в центре тела белое A. После проявления этого белого сияющего A мы медленно расслабляемся. Выполняя эту визуализацию, мы расслабляемся медленно, но до конца, так чтобы не оставалось никакого напряжения. Если полностью не расслабиться, не удастся уснуть. Белое A должно проявляться само собой — мы ни о чем не думаем, ничего не создаем. Потом мы оставляем все усилия и засыпаем.

Чтобы не забывать о том, что нужно представлять белое A и выполнять ночную практику Дзогчена, очень полезно поместить у постели его изображение. Никто не догадается, что это такое. В крайнем случае, люди подумают, что это просто картинка. Но вы-то будете знать его точное назначение.

Также очень важно не забывать о практике белого A, когда вы просыпаетесь утром. Если обстоятельства позволяют, можно сразу произнести А. Если нельзя произнести его громко, потому что кто-то еще спит, достаточно просто сделать выдох с А. Вы слышите звук, чувствуя присутствие белого A, и это становится методом гуру-йоги. Необязательно произносить много слов или молитв — достаточно ощущать присутствие белого A и осознавать, что оно объединяет в себе ум всех ваших гуру. Потом вы объединяете его с состоянием созерцания, или ригпа.

Такое прекрасное начало утренней йоги очень поможет вам во всех ваших практиках, особенно в ночной. Существует особая связь, которую вы устанавливаете, вспоминая о белом A сначала перед отходом ко сну, а затем утром.

Для тех, кто раньше не выполнял ничего подобного, первая, вторая или третья попытка может оказаться безрезультатной. Какое-то время вы будете прилагать усилия, а затем вдруг уснете. Поначалу, пока нет привычки, это кажется трудным, как и все остальное, но стоит как следует захотеть, и всё получится.

Научившись засыпать таким образом, вы обретете полное присутствие состояния естественного света. Вы засыпаете и спите практически в полной осознанности. Если, погружаясь в состояние сновидений, обладаешь таким присутствием ума, можно с легкостью осознать, что видишь сон. Возможно, это произойдет не сразу — иногда результат приходит постепенно.

Даже если естественный свет не возникнет сразу, в состоянии сновидений появятся первые результаты. Возможно, вы будете видеть необычные сны. Что я имею в виду под необычными сновидениями? Я уже говорил, что обычно у нас бывают два вида снов. Кармические сны — это результат кармических следов, отпечатков, оставленных нашими трудностями, проблемами, воспоминаниями и заботами. Кроме того, есть сны, в которых проявляется наша естественная ясность. Например, под утро можно увидеть интересные сны о том, что никогда не приходило вам в голову, что не имеет никакого отношения к отпечаткам, оставленным мышлением, или к вашему прошлому, а связано, скорее, с вашей ясностью. Если вы выполняете практику естественного света, сны естественной ясности будут возникать чаще.

Если упорно заниматься практикой, стараясь узнать состояние естественного света, каждый раз будет всё легче и легче осознавать, что видишь сон. В самом сновидении возникнет устойчивое осознание, и вы будете знать, что спите и видите сон. Глядя в зеркало, вы видите отражение. Прекрасно оно или безобразно, вы всё равно знаете, что это отражение. То же самое происходит, когда вы знаете, что сон — это сон, пребываете в осознанности. Каким бы ни был ваш сон, трагическим или счастливым, вы все равно осознаёте, что это всего лишь сон.

Осознанность в состоянии сновидений — это путь к духовному развитию и избавлению от жестких ограничений. Благодаря такой осознанности можно проделывать со сновидениями всё что угодно. Например, можно увидеть во сне всё, что пожелаете, или выбрать любую интересующую вас тему. Можно продолжить сновидение с того места, на котором оно закончилось в прошлый раз.

В системе Тантры есть особая практика йоги сновидений, цель которой — подготовиться к бардо, которое предстоит пережить после смерти. В Дзогчене этого нет. В Дзогчене необязательно специально работать со сновидениями. Практика сновидений развивается сама как результат практики естественного света. Как я уже объяснял, самое важное в этой практике — выполнять перед сном особую визуализацию белого А. Выполняя эту визуализацию, мы используем работу ума, чтобы в конечном итоге выйти за его пределы.

В какой позе вы находитесь, выполняя визуализацию, не столь важно. Многие делают практику визуализации после того, как лягут в постель. Нужно знать свои особенности. Один засыпает, едва закроет глаза, а другому, чтобы заснуть, может понадобиться снотворное.

Возьмем человека, который ложится и немедленно засыпает. Стоит ему на миг отвлечься от практики, как он сразу уснет. Такому человеку может помочь определенная поза. Мужчине лучше лечь на правый бок. Если у него нет насморка, который мешает дышать, полезно к тому же прижать пальцами правую ноздрю. Женщины поступают наоборот: им лучше лежать на левом боку и закрывать левую ноздрю. Я не говорю, что в случае насморка вам придется совсем не дышать, — это ни к чему. Но обычно, когда вы лежите на боку и открытая ноздря заложена, через несколько минут она задышит.

Причина того, что позы для мужчин и женщин противоположны, имеет отношение к каналам, солнечному и лунному15. Мы принимаем эти позы, чтобы было легче войти в состояние созерцания или присутствия естественного света. Если же в такой позе вам труднее уснуть, принимать ее не рекомендуется. Вот почему я говорил, что эти позы предназначены главным образом для тех, кто легко засыпает.

Рассмотрим противоположную ситуацию: человек засыпает с большим трудом. В этом случае не рекомендуется делать практику визуализации или принимать указанную позу. Иначе такой человек напряжется еще больше и, скорее всего, вообще не уснет. В качестве альтернативы можно посоветовать наблюдать свои мысли. Любые возникающие мысли нужно просто наблюдать. Потом, продолжая наблюдать мысли, но не следуя за ними и не попадая от них в зависимость, вы засыпаете. Это может делать каждый, не мешая себе засыпать; главное — не отвлекаться.

Если ночью вы плохо спите, есть другие практики, которые могут вам помочь. Такие трудности часто означают, что вам нужно упорядочить свою энергию и деятельность внутренних элементов. Если энергия неупорядочена, это мешает вам спать. В таком случае очень полезно несколько раз выполнить практику глубокого дыхания. Перед сном можно сделать девять очистительных дыханий16. Кроме того, есть физические упражнения, такие как восемь движений17 янтра-йоги, которые помогут развить умение правильно дышать и уравновесить энергию, что будет способствовать хорошему сну.

Вдобавок для тех, у кого есть трудности со сном, существуют тибетские лекарства. В отличие от снотворных, они не вызывают зависимости и не имеют побочных действий. Эти лекарства, например агар-35 или вимала18, можно принимать в течение одного-двух месяцев: по существу, до тех пор пока в них есть необходимость. Они не причинят никакого вреда — только укрепят здоровье и упорядочат энергию. Когда необходимость в них отпадет, просто прекратите их принимать. При этом результаты лечения сохранятся, а никаких симптомов отмены или неприятных последствий не будет. Это преимущество тибетских лекарств.

Если вы привыкли к западным снотворным, то можете чередовать их с тибетскими лекарствами, чтобы уменьшить зависимость. Одну ночь можно принимать западное лекарство, а другую — агар-35. Через одну-две недели такого чередования вы сможете отказаться от западных таблеток.

Чтобы обеспечить себе хороший ночной сон, не ограничивайтесь только приемом тибетского лекарства. Следует еще и работать с дыханием, используя методы, о которых я уже рассказывал, потому что дыхание очень тесно связано со сном.

Иногда вы не можете заснуть, потому что нарушилось равновесие ваших жизненных начал19. Особенно страдает сон при избытке ветра. Ветер связан с праной, или энергией. Если прана неупорядочена, заснуть трудно. Более подробные сведения об этом можно получить из книг по тибетской медицине. В моей книге на эту тему20 есть объяснение трех начал и того, как преодолеть эти проблемы. Например, чтобы избавиться от расстройства ветра, полезно ложиться спать рано вечером, тепло укрываться и перед сном съесть что-нибудь вроде супа. Если ночью вы не спите и, вместо того чтобы отдыхать, трудитесь допоздна или если вы питаетесь сырыми овощами, это может еще больше усугубить такое состояние. Из тибетских книг по медицине можно узнать много полезного.

Всё взаимосвязано. Сначала испробуйте эти способы подготовки ко сну. Если засыпать станет легче, можете выполнять ночную практику. Если вы обычно засыпаете не слишком быстро и не слишком долго, то представляйте белое А, только не очень яркое. Если вы засыпаете с трудом, не следует представлять белое А слишком ярким. Можно также представлять его в пятицветном ореоле — так будет легче заснуть. Бывают разные люди и разные ситуации; всё это следует учитывать.

Если заниматься этой практикой упорно, то постепенно можно стать хозяином своих сновидений. По мере роста осознанности и увеличения количества снов ясности сновидение превращается в практику. Если в сновидении вы сохраняете осознанность, то в этом состоянии можно получить очень много переживаний. Углубить практику в сновидении гораздо легче, чем в дневное время. Днем нас ограничивает материальное тело, а в сновидениях ум и сознания чувств не встречают препятствий. У нас появляется больше ясности, а потому и больше возможностей. Например, есть возможность выполнять практики Дзогчена самого высокого уровня: тогал21 и лонгде22. Если вы практикуете их в дневное время, то, конечно, у вас могут быть медитативные переживания, но в снах переживания свободны от ограничений материального тела. Вот почему эта практика очень важна. Днем все наши переживания обусловлены привязанностью и напряженностью. Мы ощущаем вокруг конкретную реальность. В сновидении всё тоже поначалу может казаться реальным, но затем мы вдруг вспоминаем, что это сон. В осознанном сновидении знаешь, что видишь сон и что он нереален, понимаешь, что находишься в состоянии нереальности. Получив такое переживание, открываешь много нового о своей жизни наяву, например о своих главных привязанностях. В результате напряженность уменьшается.

Как следует освоившись в сновидениях, можно начать их преображать. Увидев во сне что-то уродливое, я могу превратить его в прекрасное. Я могу вызывать сон на избранную тему или разыграть какую-нибудь фантазию, рожденную моим воображением. Можно посетить рай или навестить кого-то из учителей. Можно делать очень многое: сколько угодно изменять сновидение по своему желанию. Так можно проверить, насколько мы продвинулись на самом деле.

Тем, кому такое присутствие дается с трудом, принесет большую пользу практика в темноте23. Пробыв в темноте два-три дня, вы теряете чувство дня и ночи. Сон становится все менее глубоким. Спишь и просыпаешься, опять спишь и опять просыпаешься. Такая практика — замечательная возможность развить присутствие и ясность. В этих обстоятельствах легче обнаружить, что значит иметь присутствие во сне. Явь и сон сливаются воедино.

Обычно сновидения — один из главных способов получить знаки продвижения в практике. Иногда в сновидениях является тот, кто помогает исправить ошибки. Такая помощь может прийти благодаря передаче учения или же ее могут оказать защитники учения или дакини.

Благодаря происходящей во сне передаче можно разрешить множество проблем. Ведь трудно ожидать, что учитель всегда будет в вашем полном распоряжении. Я прожил в Италии уже около трех лет, когда увидел во сне своего учителя Чангчуба Дордже24. В этом сновидении я снова ощутил себя в Тибете, причем это чувство было настолько реальным, что я даже слегка побаивался китайцев. У меня мелькнула тревожная мысль: "Как знать, выпустят ли меня китайцы отсюда". Затем я встретил своего учителя. Я был смущен, поскольку собирался быстро поприветствовать его, а затем выбраться оттуда и вернуться в Италию. Учитель сказал мне:

— Давненько мы с тобой не виделись. Как твоя практика?

Я вкратце объяснил, а он спросил:

— Какую ты сейчас делаешь практику?

Я ответил, что стараюсь объединять практику трегчо25 с повседневной жизнью.

— Так ты совсем не делал практику тогал? — продолжал он.

— Нет, тогал я не занимался.

— А почему?

— Да ведь вы мне сказали, чтобы я сначала довел до совершенства практику трегчо, сделал ее очень устойчивой. Вот я и стараюсь добиться совершенства и устойчивости в этой практике.

— А что, у тебя есть сомнения по поводу понимания тогал?

— Нет-нет. У меня нет никаких сомнений. Просто я не делал этой практики.

— Так начинай, делай практику тогал. Это очень важно.

— Хорошо. Теперь буду делать, — ответил я.

— А теперь послушай: если у тебя действительно есть какие-то сомнения по поводу тогал или если ты что-то не совсем ясно понимаешь, то спроси у Джигме Лингпы26.

— А где Джигме Лингпа? — спросил я.

— Там, наверху, в пещере.

— Где наверху? — спросил я, потому что прямо позади деревни, где жил мой учитель, была крутая гора. Когда я жил у учителя, я много раз поднимался на эту гору собирать целебные растения. И я прекрасно знал, что наверху нет никакой пещеры, по крайней мере, не было тогда. Я подумал: "Почему он говорит, что там есть пещера?" Учитель рассердился:

— Если ты действительно хочешь что-то понять, ступай наверх и найди в этой пещере Джигме Лингпу.

Больше я не спорил. Мне стало очень интересно. Я вышел и стал карабкаться вверх, чтобы посмотреть, где эта пещера. На самом деле поверхность скалы была белой, но в сновидении она оказалась не совсем такой, какой была. Она была изрезана бесчисленными тибетскими письменами, которые я мог прочитать. Похоже, это была какая-то тантра. Я подумал: "Очень странно, прежде ничего подобного не было". И еще мне пришло в голову: "Да ведь я наступаю на тантру, карабкаюсь по ней — как бы не накопить дурную карму". Такое отношение свойственно тибетцам. Обеспокоенный этим, я стал читать стослоговую мантру27, продолжая потихоньку взбираться на гору.

Наконец, я добрался до камня, тоже испещренного письменами, на который мне пришлось залезть. Он походил на титульный лист с названием тантры, по которой я только что взбирался. Она называлась Тродрал донсал ньингпо гьюд.

Тродрал означает "вне понятий", донсал — "прояснить смысл", ньингпо — "сердце, сущность". Позднее я обнаружил, что действительно существует тантра с таким названием.

Так я поднимался всё выше и выше и понемногу добрался до самой вершины горы. Там оказалась пещера, довольно большая. Подойдя поближе, я заглянул внутрь. В самой середине лежал большой камень — белый валун, твердый, похожий на гранит. На нем сидел мальчик лет семи-восьми, не старше. Я огляделся: больше никого не было. "Очень странно, — подумал я, — Джигме Лингпа жил много лет назад. Не может же он быть таким маленьким". Тем временем мальчик глядел на меня, и я решил: "Поскольку учитель приказал мне подняться сюда и встретиться с Джигме Лингпа, как знать, может быть, это какое-то его проявление". Я подумал, что лучше вести себя с ним почтительно.

Итак, я подошел прямо к мальчику. Вся его одежда состояла из некого подобия полупрозрачной голубой рубашки. Волосы длинные, но не собраны в узел, как у йогов. На вид — обычный ребенок. Мне это показалось довольно странным. Я остановился перед ним и сказал: "Меня прислал к тебе учитель Чангчуб Дордже". Мальчик всё смотрел не меня. Услышав мои слова, он как будто удивился. Глядя на него, я начал было сомневаться, но решил посмотреть, что он будет делать. Наконец, он жестом пригласил меня сесть. Когда я сел, он поднял руку, коснулся ею затылка и извлек бумажный свиток. Развернул и стал читать. Голос у него был совсем детский. Он не давал учение, не объяснял, а просто читал. Так он прочитал четырепять фраз. Слушая его, я сразу понял, что свиток содержит тантру. И тут меня озарило: "Да ведь это и вправду Джигме Лингпа!" Обычный мальчик едва ли смог бы извлечь из головы свиток, а затем читать его так, как он. С этим чувством и с этой поразившей меня мыслью я проснулся. Впоследствии я провел тщательное исследование, чтобы отыскать эти тексты, и обнаружил особые тексты по практике Дзогчена — тогал. Это пример того, что связь между учителем и учеником существует всегда, независимо от времени и расстояния. Ведь мой учитель был далеко-далеко в Тибете, а я жил в Европе.

Вот какие возможности могут открываться в сновидениях по мере продвижения в практике.

Если вы засыпаете с присутствием А, то, проснувшись утром, можете обнаружить, что оно по-прежнему присутствует. В таком случае можно предположить, что вы всю ночь не прерывали практику. Поскольку ночь довольно длинная и делать больше нечего, кроме как спать, очень важно использовать это время. Для того, кто практикует, ночная практика может стать даже более важной, чем дневная.

Конечная цель практики сновидений состоит в том, чтобы превратить сны в осознанность, и на этом заключительном этапе сновидения прекращаются. Используйте практику, чтобы сновидения оказывали влияние на повседневную жизнь. Такова главная ночная практика. Старайтесь делать практику естественного света каждую ночь — точно так же, как мы стараемся постоянно пребывать в состоянии созерцания. В любое время, что бы вы ни делали, всегда есть возможность выполнить практику Дзогчена.

Чогьял Намкай Норбу

ЙОГА СНОВИДЕНИЙ
и практика естественного света

 

 


Опубликовала Валерия Кольцова , 04.10.2012 в 20:40

Поиск по темам

Праздники славян
Православные праздники
Буддийские праздники
Языческие праздники
Мусульманские праздники
Католические праздники
Еврейские праздники
Праздники Индии

Последние комментарии

Любовь Андреева
АNUBIS Ra
АNUBIS Ra
Валерия Кольцова
Любовь Андреева
Валерия Кольцова
Любовь Андреева
Лидия Саченкина
Спасибо за информацию о наших предках могучих!
Лидия Саченкина Тайны Скифии или история любви…
татьяна Доменти
Благодарю!!Очень. очень родное!!!
татьяна Доменти Тайны Скифии или история любви…
АNUBIS Ra