На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Шамбала. Мир тесен

6 760 подписчиков

Свежие комментарии

Как справиться с гневом и развитие терпения

 

    Почему люди воюют? Ведь все хотят быть счастливыми и не хотят страданий. В большинстве своем все стремятся к миру, но почему-то думают, что его можно достичь с помощью методов насилия, гнева и ненависти. Так мир никогда не наступит. Как говорил Далай-лама, гнев и насилие не могут привести даже победителя в войне к счастью. Если нет терпения, то вы подвержены гневу, а где гнев, там ненависть и насилие. Вот почему сегодня учение посвящено развитию терпения, ибо только с его помощью можно достичь мира и счастья. Очень важно понимать, как это делается.

 

Для того чтобы понять природу ума, мы должны подробно исследовать его состояния. Гнев возникает от того, что мы даем неправильную оценку людям и их поступкам. Во время аналитической медитации следует размышлять о том, каким образом вы оцениваете людей.

 

Разные люди имеют различные мнения. И из-за того, что люди легко приходят к разного рода выводам, они легко впадают в состояния гнева, эйфории или депрессии. Как правильно воспринимать людей? Все мы имеем положительные и отрицательные качества. Если мы сталкиваемся с условиями, в которых проявляются плохие качества человека, то говорим, что он плохой. А если мы видим того же человека в условиях, когда проявляются его положительные качества, то говорим, что он хороший, и возникает привязанность. И то, и другое мнение исходит из неправильного представления.

 

Так как же быть? Не существует понятия абсолютно плохой или абсолютно хороший человек. Все зависит от нашей оценки. Сравним двух человек. Когда у одного из них преобладают хорошие качества, а у другого — плохие, то мы говорим: “Этот — хороший, а тот — плохой”. Как я уже говорил, природа ума изначально чистая и ясная, и гнев ей не присущ. Если сравнить ум с водой, то гнев и другие отрицательные эмоции — это грязь, а грязь не является природой воды и ее можно удалить.

 

На первом этапе аналитической медитации можно представить реального человека, с которым у вас есть проблемы, и поразмышлять о том, каким образом вы судите о нем. Вспомните, что ваши суждения ошибочны. Ведь гнев не присущ изначальной природе этого человека, и в других ситуациях он может быть сострадательным и спокойным.

 

На втором этапе вы размышляете над тем, что конкретно вас раздражает. Допустим, вы с кем-то ссоритесь, и человек в гневе наносит вам удар палкой. С точки зрения философии, вам вредит не человек, он — лишь орудие ситуации. Основным источником проблем является гнев. Человек в таком состоянии является орудием своего гнева, также как палка — орудием в руках человека. Ведь ни один человек не хочет впадать в гнев, т.к. это состояние не свойственно его изначальной природе и у него нет желания испытывать его. Человек так поступает в силу своих омрачений. Охваченный гневом, он страдает, и если вы разозлитесь в ответ, то тоже будете страдать. И будет уже два страдающих человека. Обдумайте это.

 

На третьем этапе надо стремиться испытать сострадание к человеку в гневе, ибо он сам страдает. Как развить сострадание? Для этого необходимо понять, что охваченный гневом человек сам является жертвой своего гнева, который разрушает его позитивную карму, закладывает причины для страданий в будущем.

 

Эти этапы важны для аналитической медитации. Подумайте, почему вы так реагируете? Почему на проявление чужого гнева вам хочется ответить тем же? На самом деле, это происходит от того, что вы не хотите проблем. Но чтобы избавиться от них, вы используете неправильный метод. Если убить человека, доставляющего вам неприятности, то они не только не уменьшатся, а возрастут во много раз. Неправильный подход может привести лишь к насилию, но на этот раз уже по отношению к вам самим.

 

Никто не хочет пострадать от человека в гневе. Но первое побуждение при встрече с гневом — ответить тем же. Попробуйте отстраниться от ситуации и обратиться к трем пунктам описанной выше аналитической медитации. Настройтесь на сострадание к этому человеку, постарайтесь в этот момент забыть о себе. Преобразуйте ситуацию, остудив живой водой своего сострадания огонь гнева, и из врага вы можете превратить данного человека в друга. Это нелегко, ответить гневом, конечно, легче. Вот почему важно развивать терпение.

 

Очень полезна медитация, в которой вы полностью концентрируетесь на осознании важности терпения и укрепляетесь в нем. Это одновременно аналитическая и однонаправленная медитация. Только объект внутри вас. Т.е. вы порождаете это чувство внутри себя посредством аналитической медитации, затем удерживаете его, и если замечаете, что оно ослабевает, опять начинаете размышлять о полезности терпения и т.д. Пребывая в этом чувстве, вы представляете объект вашего раздражения в его негативных аспектах, после чего анализируете ситуацию в соответствии с тремя описанными выше этапами. Перед началом аналитической медитации хорошо провести медитацию на дыхании.

 

Теперь рассмотрим, каким образом объект, который вызывает у вас гнев, может способствовать вашему духовному развитию.

 

То, о чем говорилось ранее — это противоядие, когда вы находитесь на грани гнева. Это были упражнения по обороне. Даваемые сейчас упражнения будут носить наступательный характер. При этом объект, который вызывает у вас раздражение или гнев, будет использоваться как средство, помогающее вам подняться на более высокий духовный уровень. Понять данный метод не трудно, очень трудно его осуществлять на практике.

 

Когда великий йогин Атиша приехал из Индии в Тибет, у него был помощник, который легко выходил из себя и грубо с ним разговаривал. Люди, окружавшие Атишу, посоветовали заменить его, но Атиша ответил: “Нет, он очень хорошо ко мне относится. Благодаря этому помощнику я развиваю силу ума”. Далее Атиша сказал, что он получил от многих наставников различные учения о том, как развивать терпение, а этот помощник дает ему практические уроки в данной области, т.е. также является его наставником.

 

Все, о чем тут говорится, является материалом для вашей аналитической медитации. Существует два способа аналитической медитации: формальный и неформальный. Если есть время и условия, то вам полезно заниматься формальной медитацией, но если вы, например, находитесь в дороге, то можно заниматься и неформальной медитацией.

 

Первое, что нужно знать прежде, чем начать заниматься преобразованием гнева, — это какова польза от данных упражнений и что нам дает сила ума.

 

Мы обычно считаем, что проблемы исходят от объекта, и поэтому пытаемся атаковать его. И гнев, как нам кажется, — хорошее средство, которое поможет решить наши проблемы. Но на самом деле мы порождаем новые проблемы. Легче справиться с проблемами, развив силу ума. Если вы физически сильны, то вам легче справляться с трудными упражнениями. Точно также надо подходить и к развитию силы ума, ибо если ваш ум будет слаб, то где бы вы ни очутились, у вас всегда будут трудности. Если у вас — большая сила ума, вы везде будете спокойны и счастливы.

 

Люди со слабым умом, встречаясь с проблемами, убегают от них даже в другую страну. Но там они встречаются с другими проблемами и опять бегут от них в новое место. И так проходит вся жизнь. Очень важно уметь лицом к лицу встретиться с проблемой и взглянуть на нее умом, обладающим силой. Если вы будете поступать таким образом, то вы легко распознаете источник этой проблемы и устраните его. И тогда — проблема исчезнет. При этом способность стать лицом к лицу с проблемой имеет только ум, обладающий силой. Каждый человек, который развил в себе эту силу, чувствует себя счастливым при любых обстоятельствах.

 

Основная цель медитации — развитие силы ума. Чем сильнее ум, тем легче вам справиться со своими заблуждениями. Устраняя омрачения, вы взрастите в себе такие качества ума, как терпение, мудрость, способность к концентрации, любовь, сострадание. Не делайте целью своих духовных упражнений умение летать. Птицы тоже умеют летать. Но сильный ум будет с вами жизнь за жизнью. И это сделает вас счастливым.

 

Прежде всего, чтобы развить в себе силу ума, необходимо получить наставления от учителя, и потом нужен кто-то, кто на практике будет помогать вам. Терпение — это и есть сила ума. Она означает, что незначительные обстоятельства никогда не смогут вывести вас из себя. Когда у вас нет терпения, это значит, что ваш ум слаб. Некоторые люди по любому поводу приходят в ярость. И это говорит о том, что у них совсем нет терпения. Но для того, чтобы упражняться, нужен человек, который вас раздражает. И, следовательно, этот человек очень добр по отношению к вам. Он не берет с вас денег за то, чтобы учить вас терпению. Чтобы выполнять физические упражнения, вы идете в клуб, платите деньги, прилагаете большие усилия. А человеку, который вас раздражает, вы даже не должны говорить спасибо. Если вы посмотрите на ситуацию с этой точки зрения, то поймете, насколько данный человек добр к вам.

 

Когда врач делает укол, вам больно. Но после этого вы благодарите доктора. Почему? Потому что вы знаете, что укол вам полезен. И точно также вы должны относиться к человеку, который вас раздражает, потому что он вам обязательно поможет, если вы сможете правильно реагировать. Тогда извлечете пользу для своего ума.

 

Когда человек с вами плохо обращается, говорит грубые слова или бьет вас, то он таким образом улучшает вашу карму, поскольку вы искупаете свои прошлые дурные деяния. Конечно, нужно стараться вести себя мудро, понимая, что для кармы человека, который вредит вам, это нехорошо, и он вредит сам себе, вы не должны об этом забывать. Но если вам уже навредили, постарайтесь быть спокойным и не гневаться по этому поводу — что сделано, то сделано. А в будущем попытайтесь остановить этого человека, спокойно объяснив ему, почему с вами так нельзя обходиться. И таким образом можно достичь некоторого равновесия.

 

Очень полезно в медитации визуализировать человека, который будет вас оскорблять, а вы должны принимать эти оскорбления, быть спокойным и уравновешенным, размышляя о вреде гнева и развивая тем самым силу ума.

 

Теперь подумайте о том, что многие люди встречаются с проблемами, они должны выносить оскорбления. Пожелайте, чтобы все проблемы подобного рода, которые испытывают другие, перешли к вам, чтобы вы стали предметом этих оскорблений и вреда. Размышляйте о том, с какими трудностями в жизни приходится встречаться многим людям: это, например, какие-то несчастья, болезни, смерть детей, родителей. Вы должны быть готовы взять на себя все их проблемы, чтобы облегчить им жизнь.

 

Не думайте, что ваши страдания от этого усилятся. Просто вы поймете, что у других людей есть очень серьезные проблемы: потеря ног, рук, голод и т.д., и тогда ваши трудности покажутся вам незначительными на фоне чужих проблем. Когда мы смотрим на свою собственную проблему, то оцениваем ее с очень близкого расстояния, поэтому она выглядит огромной, а когда смотрим на проблемы других, то делаем это с большого расстояния, поэтому они выглядят маленькими. Чтобы верно оценить ситуацию, надо отодвинуть свою проблему на большое расстояние и с одинакового расстояния посмотреть как на свои, так и на чужие проблемы. Так ваш ум станет сильным и мудрым.

 

Один тибетский геше был большим ученым и мастером медитации. Когда китайские солдаты перевозили его в тюремной машине из одной тюрьмы в другую, машина по дороге перевернулась. Многие люди были ранены, а этот геше упал в яму и ему оторвало ногу. Когда его обнаружили, он улыбался. Солдаты были сильно удивлены, что он даже не расстроен. Обычный человек, потеряв ногу, впадает в уныние и депрессию. А геше сказал: “Мне повезло, что я не умер, а только потерял ногу. От моих переживаний по этому поводу нога не вернется, и если у меня немного болит тело, то зачем мне еще причинять боль своему уму”. Такой образ мышления очень полезен для развития силы ума. В дальнейшем я обязательно расскажу вам, каким образом неблагоприятные условия обращать в духовный путь. Это учение было изложено великими учителями школы Кадампа.

 

Нынешнее время — это время вырождения. Так сказал Атиша. В описании свойств времени вырождения говорится, что многие вещи в это время имеют дурные, порочные свойства. И главным является то, что все условия благоприятствуют возникновению заблуждений. Очень мало внешних обстоятельств способствуют благим мыслям. Если вы смотрите телевизор, то знаете, что все благоприятствует усилению заблуждений, привязанности, агрессии и т.д.

 

Нечистота мыслей у людей в наше время значительно больше, чем в древние времена. Тогда люди, являвшиеся приверженцами таких традиций как буддизм, христианство или индуизм имели достаточно высокий духовный уровень. У них было более чистое сердце. Это было связано с тем, что в то время у людей было меньше заблуждений и неведения. Приверженцы буддизма получали учение от наставника, медитировали и очень быстро достигали состояния будды. В те времена такие практики, как Дзогчен, Тантра, Махамудра очень быстро приводили к состоянию просветления. Так происходило потому, что эти люди в предыдущих жизнях много времени посвящали духовным практикам, и в этой жизни они оказались способны двигаться очень быстро.

 

Атиша говорил, что те, у кого отпечатки от духовных практик очень сильны, родились в период, когда жил Будда и другие великие учителя. То, что мы родились во времена упадка, означает, что духовные отпечатки у нас слабые. Для такого плохого времени в качестве наилучшей духовной практики Атиша рекомендовал практику тренировки ума, которая является также сильным средством для развития бодхичитты. Без развития бодхичитты вы не сможете даже вступить на первую ступеньку Махаяны, а Тантра, Махамудра и Дзогчен и вовсе для вас будут бесполезны.

 

Вернемся к медитации на развитие терпения. Вы превращаете объект вашего гнева в объект для тренировки ума. Сначала вы подробно размышляете о пользе силы ума. Не работая с умом, вы никогда не сможете сделать его сильным. А имея слабый ум, будете постоянно сталкиваться с проблемами. Для того чтобы развивать силу ума, нужен кто-то, кто будет вас “тренировать”. Ваш хороший друг не может выступать в этой роли. Именно враг может помочь вам в этом.

 

В сочинениях Шантидевы приводятся возражения относительно того, что у врагов нет никаких причин вам помогать, а есть мотивация вредить. Возражение таково: “У врага не только нет намерения помогать, а, напротив, есть намерение и основание вредить нам”. Ответ: “Если бы у него были хорошие намерения вам помогать, то это не принесло бы вам никакой пользы, но т.к. у него есть мотивация вам вредить, то именно это может принести вам пользу, поэтому вы должны считать своего врага добрым другом. Его дурные побуждения происходят от искаженного понимания, которое не присуще его природе ума”. Рассуждая таким образом, вы учитесь ценить врага, который помогает вам в воспитании ума, делая его сильным.

 

Затем вы должны подумать, что враг оказывает вам услугу, очищая вашу карму. Представьте свое страдание и страдания других людей. Единственным источником вашего страдания является ваш собственный эгоцентризм. Именно из-за него у вас появляются друзья и враги, рождается гнев и привязанность по отношению к ним. Именно эгоцентризм создал вам негативную карму, и вы испытываете сейчас на себе ее последствия. И это эгоцентрическое отношение происходит от того, что вы не хотите отказаться от привязанности к своему самосущему “я”.

 

Далее вы рассматриваете страдания других, думаете, что все они когда-то в прошлых жизнях были вашими матерями. Сейчас все они очень страдают, хотя никто из них не хочет страдать, а все хотят радости и счастья. Но они так редко бывают счастливы! Когда вы испытываете страдания, почувствуйте, что это страдание всех живых существ.

 

Затем вы вдыхаете. Страдания всех живых существ собираются в черное облако и вместе с вашим вдохом входят в вас. При этом вы представляете, что внутри вашего сердца находится ваше самосущее “я” черного цвета (черный человек), которое любит только себя. И когда это черное облако страданий соединяется с этим черным человеком, они взаимно уничтожаются и исчезают. Поскольку этот эгоцентричный человек внутри вас не любит страдать, страдания других уничтожают его.

 

Теперь вы должны представить, как все самое светлое, доброе, радостное и хорошее, что у вас есть, вы выдыхаете в виде светящейся энергии и посылаете ее всем живым существам вокруг. Они испытывают облегчение и становятся счастливей. Со следующим актом дыхания вы повторяете этот процесс. Когда чувство сострадания ослабевает в вас, необходимо вновь провести аналитическую медитацию.

 

Это упражнение очень ценно и просто. Оно развивает силу ума. Настоящий духовный рост можно оценить, сравнивая свое теперешнее состояние с состоянием ума, которое было у вас, например, два месяца назад. Если вы увидите, что стали более добрым и терпимым, это и будет вашим духовным достижением. Но если через два месяца этих упражнений вы не заметите в себе никаких изменений, то оставьте его на какое-то время, значит, вы делаете что-то неправильно.

 

Как я уже говорил, совсем не обязательно это учение осуществлять в виде формальной медитации. Его вполне можно применять в повседневной жизни неформально.

 

Иногда вы будете замечать, что ваше состояние ухудшается, что вы стали как бы хуже. Это совсем не означает, что вы на самом деле стали хуже, просто, наконец, поняли, насколько были плохи. И очень важно развить в себе решимость продолжать занятия, но не надо заставлять себя силой. Уделяйте в начале каждый день занятиям 5-10 минут, и вы будете постепенно продвигаться вперед.

Геше Джампа Тинлей

"Живая философия и медитация тибетского буддизма"

Картина дня

наверх
Яндекс.Метрика