История находок
Нет, это не выдержка из рекламной афиши фильма «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа». Загадочные черепа и впрямь существуют. Самый известный из них был найден в 1927 году. Тогда на территории английского Гондураса археолог Митчелл-Хеджес уже третий год вел раскопки города майя - Лубаантума («Города падающих камней»).
Непроходимые джунгли, скрывавшие развалины, долго пытались исследовать, а потом просто выжгли. Расчищенный город оказался огромным. Пирамиды, остатки городских стен и амфитеатра завораживали взгляд...
Приемная дочь археолога, Энн, также принимала участие в экспедиции. Именно ей и довелось откопать загадочный артефакт. «Я откопала череп под алтарем, - вспоминает она, - а примерно через три месяца на расстоянии 7,5 метров от места первой находки нашли недостающую нижнюю челюсть».
Позже аналогичные артефакты находили и в других частях света. Причем не только в Южной и Центральной Америке, но и в Тибете.
В 1943-м за хрустальными черепами, хранившимися в бразильском музее, стал охотиться абвер. Специальная группа высадилась с борта яхты «Пасси» и попыталась похитить реликвии. Страсть Гитлера к оккультизму была широко известна. В Третьем рейхе даже существовало целое общество - «Аненербе», формально занимавшееся наукой, а реально изучавшее оккультные практики. А потому, когда агентов немецкой разведки задержали, цель их экспедиции никого не удивила.
Абвер (нем. Abwehr, от Auslandnachrichten und Ab-wehramt) — военная разведка и контрразведка Гер и а ни и. Создан после поражения Германии в Первой мировой войне. Условия капитуляции запрещали создание военных шпионских организаций, а потому теоретически Абвер должен был бороться с вражескими разведчиками. Реально же организацией была создана сеть резидентов, действовавших против СССР\ Польши, Чехословакии, Франции, Великобритании и других стран.
С 1935 года у руля Абвера стал адмирал Вильгельм Канарис. Он реорганизовал службу в Управление разведки и контрразведки Верховного главнокомандования вооруженными силами Германии. С осени 1940-го основным направлением работы данной структуры стала разведдеятельность в интересах плана «Барбаросса», направленного против СССР. Во второй год Великой отечественной войны на Абвер возложили задачу по борьбе с партизанами на оккупированных территориях - для этого даже сформировали особый штаб. В 1944 году деятельность подразделения признали неэффективной, организацию расформировали, а некоторые ее отделы передали в состав Главного управления имперской безопасности и переподчинили Генриху Гиммлеру.
Аненербе (нем. Ahnenerbe — «Наследие предков», полное название — «Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков») — формально создано для изучения традиций, истории и наследия германской расы. Фактически общество было филиалом СС. Первым главой «Аненербе» стал Гзрман Вирт.
Помимо изучения оккультных практик общество прославилось постановкой экспериментов над людьми в концлагерях «Аушвиц» и «Дахау», а также созданием антропологической коллекции из трупов заключенных разных национальностей.
В конце войны «Аненербе» курировало создание так называемого «оружия возмездия» - германского ядерного проекта. Нюрнбергским трибуналом признано преступной организацией.
После Второй мировой войны ученые вновь заинтересовались проблемой черепов. К тому времени по сусекам институтов накопилось огромное количество материалов, отчасти научного содержания, а отчасти близкого к легендам и сказаниям. Например, говорили о том, что человек, находящийся рядом с черепом, испытывает странные ощущения и подвержен галлюцинациям.
Самые поразительные результаты дало изучение черепа из Лубаантума. Искусствовед Фрэнк Дордпанд установил, что внутри артефакта создана система стеклянных призм и каналов. Это приводило к интересным визуальным эффектам при взгляде на череп под разными углами и при разном освещении. Например, он был то прозрачным, то наполнялся туманом. Но даже под микроскопом на поверхности реликвии не было видно следов обработки каким-либо инструментом.
Тогда Дордпанд решил обратиться к специалистам по работе с кварцем. Компания «Хьюлетт-Паккард» как раз специализировалась на производстве кварцевых генераторов, а потому находка из города майя была передана на экспертизу ее специалистам. Исследовательская группа сделала три забавных вывода:
возраст черепа превосходит возраст любой из цивилизаций обеих Америк; горный хрусталь такого качества в тех местах до сих пор не обнаружен; череп весом в 5 кг и размером 10x20 см изготовлен из единого куска хрусталя, причем непонятным образом.
Вот цитата из заключения экспертов: «Мы изучали череп по трем оптическим осям и обнаружили, что он состоит из трех-четырех сростков... Анализируя сростки, мы обнаружили, что череп вырезан из одного куска хрусталя вместе с нижней челюстью. По шкале Мооса горный хрусталь имеет высокую твердость, равную семи (уступая лишь топазу, корунду и алмазу), и его ничем, кроме алмаза, резать невозможно. Но древние как-то сумели обработать его. И не только сам череп - они вырезали из этого же куска нижнюю челюсть и шарниры, на которых она подвешена. При такой твердости материала это более чем загадочно, и вот почему: в кристаллах, если они состоят более чем из одного сростка, имеются внутренние напряжения. Когда вы нажимаете на кристалл головкой резца, то из-за напряжения он может расколоться на куски... Но кто-то изготовил этот череп из одного куска хрусталя настолько осторожно, как будто вообще не притрагивался к нему в процессе резки. Мы также обнаружили некий вид призмы, вырезанной в задней части черепа, у его основания, так что любой луч света, входящий в глазницы, отражается в них. Загляните в его глазницы, и вы сможете увидеть в них всю комнату».
Чтобы объяснить, каким образом удалось создать такие черепа, была выдвинута теория существования пластичного хрусталя. Дело в том, что зимой 1994 года хозяйка ранчо близ Крестона, проезжая верхом по полю, обнаружила копию находки в Лубаантуме, но только предмет был искорежен и перекручен так, как будто сначала хрусталь был мягким, а потом застыл.
Но отбросим в сторону рассуждения о невозможности, исходя из законов физики, создать подобное изделие. Все равно, чтобы отполировать череп до такой степени без современного оборудования, потребуется 300 лет непрерывной работы. То есть мастера должны были, не останавливаясь ни на миг, на протяжении трех веков полировать реликвию.
Когда ученые не смогли ответить на вопрос, как же все-таки был создан череп, они решили хотя бы понять, чей он. Задание воспроизвести того, кому он мог бы принадлежать, получили нью-йоркская полицейская лаборатория, как раз специализирующаяся на реконструкции лиц по черепам, и группа экстрасенсов. Интересно, что результаты и у тех, и у других получились почти одинаковые. Череп принадлежал девушке. Обе группы сумели нарисовать ее портрет, и в общем-то изображения были похожи друг на друга.
В 80-х годах споры вокруг хрустальных черепов вспыхнули с новой силой. Митчелл-Хеджес определял возраст своей находки в 3600 лет. Профессор Дистельбергер из Музея истории искусства в Вене после своего исследования в 1982 году заявил, что череп - подделка и никакого отношения к майя и ацтекам не имеет. Правда, отметил - артефакт изготовлен так хорошо, что его создатели явно превосходят в мастерстве знаменитых флорентийских ремесленников.
Позже к скептически настроенному профессору попал другой череп. Этот был куплен голландской коллекционеркой Ван Дитен в Гватемале в 1991 году. Гватемальская реликвия, выполненная из дымчатого кварца, тоже весила 5 кг. Возраст этой находки профессор определил в 500 лет. И тут уж от его скепсиса не осталось и следа: «Для фальсификатора не имеет никакого смысла делать такую трудную работу - много лет вручную полировать камень. Я не могу объяснить, почему он выглядит так естественно, почти как настоящий череп европейского человека, хотя он более узкий и отполирован такими средствами, которые у нас не известны. По этому предмету вряд ли возможно узнать, чем он обработан, к тому же он довольно долго пролежал в земле».
Точное число найденных сегодня хрустальных черепов доподлинно никому не известно. Некоторые из них повторяют человеческие. Некоторые могли бы принадлежать каким-то странным существам негуманоидного происхождения. Последний факт дал повод говорить от том, что это копии остовов инопланетян.
И наконец, одна из последних находок, о которой в августе 1996 года сообщил журнал FATE. Зимой 1994 года хозяйка ранчо близ Крестона (штат Колорадо, США), объезжая на лошади свои владения, заметила на земле какой-то блестящий предмет. Подняла его. Это был человеческий череп из прозрачного стекла или хрусталя. Однако чрезвычайно твердый материал смят и скручен так, будто ранее был очень пластичным. Откуда он взялся и почему так изуродован, остается загадкой до сих пор.
За черепами постоянно идет охота. Их все время пытаются выкрасть. И дело не только в цене реликвий. Для многих важны другие их свойства...
Дар Кукулькана
Современные ученые предполагают, что хрустальные черепа - это те самые 13 черепов Кукулькана, упоминавшиеся в мифах майя. Их хранили порознь тринадцать жрецов и охраняли специальные отряды воинов. В нынешних коллекциях черепов гораздо больше указанной цифры. Это объясняют наличием поздних подделок. И в самом деле, часть артефактов явно выполнены по более простым технологиям и выглядят гораздо грубее.
Так вот, за истинными реликвиями непрерывно идет охота. Мы уже рассказывали, как в 1943 году один из черепов пыталась раздобыть германская разведка. В Гондурасе был похищен «Розовый кварц». Известно, что им очень интересовались почитатели какого-то таинственного культа.
Оккультистов тянет к реликвиям неспроста. Давно известно, что черепа обладают самыми различными свойствами. И если одни из них построены на оптических фокусах (например, если к затылку черепа Митчелл-Хеджес поднести свет, то его глазницы вспыхивают огнем - это происходит за счет сложной системы отражения света), то другие до сих пор не смогли объяснить.
Например, тибетский монах - предыдущий владелец черепа «Макс» - исцелял с его помощью людей. Хозяйка «Черепа инопланетянина» утверждает, что тот излечил ее от опухоли головного мозга. Вообще говоря, те, кто находится рядом с черепами, чувствуют себя очень по-разному. Одни говорят, что старинные артефакты действуют на них как наркотик - вызывают блаженную эйфорию и умиротворение. Другие, наоборот, начинают беспричинно паниковать и испытывать дискомфорт. У экстрасенсов черепа порождают яркие видения, которые те характеризуют как картины из прошлого или будущего. Даже простые смертные, не обладающие потусторонним даром, периодически замечали, что череп наполняется туманом, в котором им виделись какие-то таинственные изображения.
Все это не могло не заинтересовать ученых. В некоторых черепах были обнаружены сложные системы линз, позволявшие так преломлять свет, что артефакт мог изменить цвет или начать «пускать лучи» пустыми глазницами.
Уже упоминавшийся нами Фрэнк Дордланд утверждал, что видел в глазницах «другие черепа, костлявые пальцы, камни, искаженные лица и горы» и слышал «звон серебряных колокольчиков, тихий, но отчетливый... голоса людей, хором распевающих странные песни на непонятном языке... шепот и различные постукивания». А однажды, когда реликвия стояла у него на прикроватной тумбочке, их с женой разбудили крики ягуара.
Рассказывают и о совсем уж фантастических фактах, связанных с черепами. Экстрасенс Стар Джонсон поведал, что при помощи одного из них - «Макса» - вступил в контакт с внеземной цивилизацией. Существуют магнитофонные записи, на которых экстрасенс говорит на странном языке. Он утверждает, что именно на нем и разговаривают инопланетяне.
Еще один исследователь - Джошуа Шапиро - собирал истории о том, как хрустальные черепа исполняют желания.
Разумеется, подтвердить всю эту информацию никто не может. Тем не менее, с каждым днем существование хрустальных черепов обрастает все новыми и новыми легендами.
Скептики
Несмотря на огромное количество волшебных историй, значительная часть современных ученых считает хрустальные черепа подделками. Они утверждают, что все артефакты были изготовлены гораздо позднее и к культуре американских индейцев никакого отношения не имеют.
Одна из исследовательниц вопроса, Джейн Макларен Уолш, опубликовала в журнале Археологического института Америки статью, в которой утверждает, что музеи прекрасно знают о фальсификации и выставляют такие экспонаты лишь для того, чтобы заработать больше денег.
Собственно, в парижском музее на набережной Бранли этого и не скрывают. Одновременно с началом проката фильма «Индиана Джонс и королевство хрустального черепа» там тоже появился свой хрустальный череп. Никаких данных на табличке экспоната не написано. Лишь отмечено происхождение: «XIX век, Европа»
Не менее выгодно подогревать интерес к «реликвиям» и тем, кто делает на них свой бизнес. Известно, что на черном рынке спрос на артефакты из Центральной и Южной Америки крайне высок.
Один из крупных скандалов вокруг черепов был связан с тем, что 16 лет назад Смитсоновскому институту прислали очередной хрустальный череп. На этот раз он был выполнен в натуральную величину и весил 14 кг. Реликт передавался институту в дар анонимным лицом, утверждавшим, что череп куплен в 1960 году в Мексике. Джейн Макларен Уолш выяснила, что череп создан в том самом 1960-м, причем, судя по составу материала, как раз в Мексике.
На сегодняшний день существует уже 5 или 6 поколений подделок. Но если раньше попадание подделки в экспозицию музея считалось позором, то теперь музеи смотрят на подобный факт уже спокойно. Эстер Пастори, профессор искусствоведения из Университета Колумбии, объясняет это просто: «Люди хотят видеть искусство ацтеков, даже если на самом деле это не искусство ацтеков».
Череп, выставленный в Бранли, как и те, что находятся в Британском и Смитсоновском музеях, прошел в XIX веке через руки известного французского антиквара Эжена Бобана. Тот пользовался дурной репутацией - именно он в 60-е годы позапрошлого века начал торговлю реликвиями. Было известно, что после каждого жертвоприношения ацтеки вырезали из застывшей магмы человеческий череп. Именно на этом и сыграл ушлый коллекционер, проведя аналогию со своими хрустальными экспонатами.
То, что эти черепа подделки, ученые Британии и США выяснили, когда рассмотрели их при помощи мощного электронного микроскопа. На поверхности были найдены следы от сверлильного станка. Тем не менее, музейные работники не собираются изымать их из экспозиции. «Хрустальные черепа - это действительно артефакты, хотя и не той эпохи, к которой их относят, - говорит Джейн Макларен Уолш. - Нам нужно понять, как их называть теперь. Трудно говорить, что это подделки - иногда я называю их мистификациями».
Результаты исследований.
Наиболее детальные исследования достались на долю находки дочери Миджел-Хеджеса. Сначала изучением черепа занялся искусствовед Фрэнк Дордланд. При тщательном осмотре он обнаружил в нем целую систему линз, призм и каналов, создающих необычные оптические эффекты. Благодаря ей глазницы начинали светиться, когда под ними устанавливали, например, факел или свечу (аналогичный эффект наблюдается также у некоторых других, наиболее совершенных, находок, в которых также присутствуют искусно выполненные призмы и линзы).
Дордланд сделал несколько гипсовых копий черепа и огромное количество фотоснимков с использованием микроскопа и специальных насадок. Исследователя поразило то, что на идеально отполированном хрустале даже под микроскопом не было видно следов обработки. Он решил обратиться за консультацией в знаменитую фирму "Хьюлетт-Паккард", специализировавшуюся в то время на выпуске кварцевых генераторов и считавшуюся наиболее авторитетной по экспертизе кварцев.
Исследование, проведенное в 1964 году в специальной лаборатории фирмы "Хьюлетт-Паккард", показало, что череп был изготовлен задолго до появления первых цивилизаций в этой части Америки. Загадкой оказалось место изготовления черепа: ни в Мексике, ни во всей Центральной Америке нет ни одного месторождения горного хрусталя; единственным его источником могли быть только кварцевые жилы в Калифорнии, однако горный хрусталь столь высокого качества в этих местах вообще не встречается.
Но самым поразительным открытием оказалось то, что "допотопный" череп изготовлен из цельного кристалла. Причем вопреки всем известным законам физики. Вот, что по этому поводу говорил один из лучших экспертов фирмы, инженер Л.Барре:
"Мы изучали череп по трем оптическим осям и обнаружили, что он состоит из трех-четырех сростков... Анализируя сростки, мы обнаружили, что череп вырезан из одного куска хрусталя вместе с нижней челюстью. По шкале Мооса горный хрусталь имеет высокую твердость, равную семи (уступая лишь топазу, корунду и алмазу), и его ничем, кроме алмаза, резать невозможно. Но древние как-то сумели обработать его. И не только сам череп - они вырезали из этого же куска нижнюю челюсть и шарниры, на которых она подвешена. При такой твердости материала это более чем загадочно, и вот почему: в кристаллах, если они состоят более чем из одного сростка, имеются внутренние напряжения. Когда вы нажимаете на кристалл головкой резца, то из-за напряжения он может расколоться на куски... Но кто-то изготовил этот череп из одного куска хрусталя настолько осторожно, как будто вообще не притрагивался к нему в процессе резки. При исследовании поверхности черепа мы обнаружили свидетельства воздействия трех различных абразивов. Окончательная отделка его выполнена полировкой. Мы также обнаружили некий вид призмы, вырезанной в задней части черепа, у его основания, так что любой луч света, входящий в глазницы, отражается в них. Загляните в его глазницы, и вы сможете увидеть в них всю комнату".
С мнением эксперта согласны и его коллеги. Для того, чтобы при обработке череп не рассыпался, нужны были точнейшие аналитические методы: распилы должны быть строго ориентированы относительно осей роста кристалла. Однако изготовителей таинственной находки эта проблема, похоже, ничуть не волновала - они сработали череп, игнорируя все законы и правила. Профессионалы из "Хьюлетт-Паккарда" так и остались в недоумении: "Эта проклятая штуковина просто не должна существовать. Те, кто ее сотворил, не имеют ни малейшего представления о кристаллографии и волоконной оптике. Они совершенно игнорировали оси симметрии, и эта штука неминуемо должна была развалиться при первичной обработке. Почему этого не случилось, представить невозможно". Однако факт, что называется, налицо: хрустальный череп - реальность, которую в Музее американских индейцев может увидеть любой желающий.
Один из наиболее авторитетных исследователей хрустальных черепов, Фрэнк Джозеф, заинтересовался, а был ли "прототип" у черепа "Митчелл-Хеджес" и как выглядел бы обладатель этого черепа? Для чистоты эксперимента это задание поручили двум независимым группам: нью-йоркской полицейской лаборатории, специализирующейся на реконструкции лиц по черепам, и группе экстрасенсов, которые "подключились" к черепу в состоянии транса... И те и другие независимо друг от друга заявили, что "прототипом хрустального черепа был череп молодой девушки. Портреты, полученные обеими группами, оказались весьма схожими.
В последние годы изучением черепа занялись экстрасенсы. Они установили, что череп меняет окраску и степень прозрачности, а иногда внезапно окружает себя 45-ти сантиметровым светящимся нимбом. К тому же, он издает тихие звуки высокого тона, которые очень похожи на звон серебреных колокольчиков. Время от времени от таинственного предмета начинает исходить ни с чем не сравнимый запах, вызывающий у присутствующих людей чувство жажды. Когда же экстрасенсы касаются его поверхности в разных местах, они испытывают отчетливые ощущения то тепла, то холода, то неких вибраций, как будто внутри черепа скрыт некий источник энергии.
Несколько лет назад экстрасенс Стар Джонсон провел серию сеансов с черепом "Макс", во время которых телепатически общался с внеземной цивилизацией.
Гипотезы.
Древние легенды рассказывали о странных ритуалах, связанных с хрустальными черепами. Тринадцать священнослужителей должны были одновременно вглядываться в "свой" череп. Предание сообщает, что таким образом жрецы могли увидеть любые тайны - не только то, что происходит в других местах, но и прошлое, и будущее, вплоть до конца света. Легенды также говорили, что посвященные могли узреть в черепах день возвращения богов...
Сегодня некоторые исследователи высказывают предположение, что найденные хрустальные черепа были изготовлены в Атлантиде и лишь чудом уцелели во время катастрофы. А сторонники гипотезы космических палеоконтактов считают череп творением инопланетян.
Некоторые ученые полагают, что древние их использовали в лечебных целях. Так, Джоан Паркс, унаследовавшая хрустальный череп "Макс" от тибетского монаха, утверждает, что последний весьма успешно использовал череп для лечения людей. Наблюдения исследователей и расспросы очевидцев показали, что хрустальные черепа действительно как-то воздействуют на тех, кто приближается к ним. Причем на разных людей - по-разному. Одни испытывают дискомфорт и непонятные страхи. Некоторые даже падают в обморок и на какое-то время теряют память. Другие, наоборот, странным образом успокаиваются и даже впадают в блаженное состояние.
Существует устойчивое мнение, что хрустальные черепа обладают еще и мистическими свойствами. Экстрасенсы и высокочувствительные люди дружно уверяют, что черепа навевают им особые, почти гипнотические состояния, сопровождающиеся необычными запахами, звуками и яркими зрительными галлюцинациями. Впрочем, не только особо чувствительные, но и обыкновенные люди утверждаю, что временами видели, как череп в темноте начинал светиться или наполняться "белым туманом", а затем в нем появлялись "таинственные образы людей, а также гор, лесов, храмов и тьмы".
Есть также версия, что черепа выступали получателями и проводниками коллективного бессознательного, то есть того наследия чувств и знаний, которое всегда циркулирует в пространстве в форме энергии.
Возможные дальнейшие направления исследований.
Есть у кристаллов примечательное свойство: они обладают собственной памятью. Во многом это связано с тем, что кристаллы имеют жесткую структуру. У каждого минерала - своя, сугубо индивидуальная пространственная решетка. Расположение частиц внутри этой решетки хотя и довольно устойчиво, но не идеально и не стабильно. От внешних воздействий они могут смещаться, и от этого кристаллическая решетка приобретает уникальную форму, то есть становится своего рода летописью событий, которые происходили при формировании и росте кристалла. И если бы имелся инструмент, на котором можно воспроизвести записанное, то "летопись" поддавалась бы расшифровке.
Кроме этого, аналогичным образом можно использовать и энергетические переходы в кристалле. Самую простую энергетическую память кристаллов нам демонстрирует эффект люминесценции, то есть способность кристалла светиться под воздействием возбуждающей его внешней энергии.
Есть еще примечательная фраза в описании: "...некий вид призмы, вырезанной в задней части черепа, у его основания, так что любой луч света, входящий в глазницы, отражается в них. Загляните в его глазницы и вы можете увидеть всю комнату...". Некоторым это напоминает рабочее тело лазерного устройства. Разумеется, это сходство крайне отдаленное, но все же...
Оптические свойства черепов и содержащихся в них линз и призм подталкивают также к мысли об возможном использовании голографических технологий. Проверить это просто: достаточно облучить лучом лазера череп под разными углами с вариацией частоты лазера и проанализировать выходной сигнал. Если череп выполняет роль носителя информации, то при каких-то направлениях лазерного луча эта информация может проявиться в выходном сигнале. Хотя вовсе не обязательно, что данная информация будет иметь вид голографического изображения. Вполне возможно, что анализ выходного сигнала потребует и дополнительных усилий по дешифровке.
Источники:
Свежие комментарии