На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Шамбала. Мир тесен

6 764 подписчика

Свежие комментарии

Верят ли буддисты в Бога?

 Люди из иудео-христианской среды часто спрашивают, верят ли буддисты в бога. Это зависит от того, что подразумевается под словом "бог", поскольку в иудео-христианском мире есть множество мнений по поводу того, кем или чем является бог.

 Если под словом "бог" понимается принцип любви и сострадания, то да, буддисты признают эти принципы. Любовь и сострадание — сердцевина учения Будды. В этом отношении существует большое сходство между учениями Иисуса и Будды.

 Если мы называем богом того, кто обладает безграничной любовью и мудростью и свободен от мстительности и пристрастности, то да, буддисты принимают это. Любовь, мудрость, терпение и беспристрастность — это качества всех будд.

 Если же "бог" обозначает творца, то у буддистов другое мнение. Согласно буддийской точке зрения, существование физической материи и сознания не имеет начала (см. главу о перерождении). Поскольку, если предположить существование творца, возникает множество логических трудностей, буддисты предлагают иное объяснение. Так, буддисты не признают идею первородного греха или вечного проклятия. Одной лишь веры также недостаточно для обретения Покоя.

 Следует, однако, подчеркнуть, что буддисты считают полезным многообразие религиозных верований и практик. Поскольку люди мыслят неодинаково, разнообразие верований позволяет каждому выбрать систему, которая поможет ему или ей жить лучше. Тем самым буддисты подчеркивают важность и необходимость религиозной терпимости.

 Доверие как противоположность слепой вере

 Термин "доверие" в буддийских писаниях часто переводится как "вера". Однако под словом "вера" подразумевается, что кто-то верит во что-то, но не знает, почему. Слепая вера такого рода не воспитывается в буддизме. "Доверие" лучше передает смысл: мы знаем о Будде, Дхарме и Сангхе и доверяем их способности нам помочь. В буддийской практике развиваются три вида конструктивной веры, или доверия: 1) доверие по убеждению, 2) доверие по устремлению и 3) ясное, или восхищенное доверие.

 Доверие по убеждению рождается из понимания. Например, мы слышим о недостатках беспокоящих эмоций и изучаем техники их преодоления. Затем мы исследуем свою жизнь, чтобы увидеть, причиняют ли нам проблемы беспокоящие эмоции и действенны ли техники их преодоления. Так мы обретаем убежденность, что устранение беспокоящих эмоций необходимо и возможно. Путем рассуждения и собственного опыта мы убеждаемся в том, что созерцание пустоты уменьшит наши необоснованные привязанности. Поскольку вера такого рода основана на понимании, она прочна и значима.

 Мы можем обрести убежденное доверие тому, что Будда, Дхарма и Сангха способны вывести нас из заблуждения. Нам нет нужды верить в величие Трех Драгоценностей просто потому, что кто-то нам велел, потому как это все равно, что покупать мыло из-за того, что его хвалит реклама. Скорее, изучая и размышляя о качествах Трех Драгоценностей, мы понимаем и убеждаемся. Такая убежденность дарует нам чувство близости с Буддой, Дхармой и Сангхой.

 Доверие по устремлению — второй вид доверия. Читая о пользе добросердечия и наблюдая замечательное воздействие, которое оказывают на мир человеколюбивые люди, мы стремимся усилить свои любовь и сострадание. Узнавая о собственной пробужденной природе и о качествах Трех Драгоценностей, мы стремимся стать буддами. Вера такого рода очень воодушевляет и дает нам энтузиазм для практики Дхармы.

 Ясное, или восхищенное, доверие дарует уму радость. Например, мы узнаем о качествах бодхисаттв и будд — об их безраздельном сострадании и проникновенной мудрости — и с радостью восхищаемся ими. Когда мы размышляем о добродетелях других существ и радуемся им, в нас рождается восхищенное доверие.

 Доверие к Будде, Дхарме и Сангхе вселяет в сердца радость и придает нашей жизни направление. Как сказал Будда в Дхаммападе:

 

Мудрый обретает веру и мудрость
Ради блага своей жизни;
Они — его ценнейшее богатство.
Все прочее богатство — просто мусор.

 

В буддизме вера, или доверие, развивается медленно, она рождается из знания и понимания. С опорой на водительство Будды, Дхармы и Сангхи возрастет наше понимание трех первичных постижений пути. С углублением же внутреннего понимания и преображением ума усилятся наше доверие и опора на Три Драгоценности. Это происходит потому, что мы на собственном опыте убеждаемся, что направление, указанное Тремя Драгоценностями, позволяет разрешить тяжелые ситуации. Таким образом, принятие прибежища включает взятие на себя ответственности за собственный опыт, а также опору на водительство, наставления и вдохновение со стороны тех, кто может указать нам путь преображения ума.

Три драгоценности

 Каковы же качества Будды, Дхармы и Сангхи, которые делают их надежными объектами прибежища?

 Будды полностью прошли весь путь к пробуждению и поэтому способны указать дорогу нам. Если мы хотим отправиться на Гавайи, нужно следовать инструкциям того, кто там был. Иначе мы можем вляпаться в неприятности! Поскольку путешествие к пробуждению — вопрос значительно более деликатный, существенно, чтобы наш проводник сам испытал его.

 Будда Шакьямуни — это конкретный Будда, живший в Индии 2500 лет назад. (Его племя называлось Шакья, родовым именем было Гаутама, а звали его Сиддхартха.) Есть и другие существа, которые также стали буддами. "Будда" [с большой буквы] обычно относится к Будде Шакьямуни. Однако мы не должны думать о нем как о полностью отдельном от других будд, поскольку все они имеют одинаковые достижения.

 Будучи всеведущими, будды автоматически знают наиболее искусный способ вести каждое существо к пробуждению. В сутрах есть множество историй о том, как Будда вел людей, которые были еще хуже, чем мы.

 Один, к примеру, был настолько глуп, что не мог запомнить даже двух слов, которым его пытался обучить наставник. Наставник с отвращением выпроводил его. Впоследствии этот человек встретил Будду, который поручил ему работу: подметать двор перед залом монашеского собрания. Будда наказал ему во время уборки повторять: "Убираю грязь, убираю пятна." Через некоторое время человек понял, что в виду имелись вовсе не обыкновенные пятна и грязь: под грязью подразумевались умственные препятствия к освобождению, а под пятнами — препятствия к достижению полного пробуждения. Таким образом человек обрел понимание пути и со временем стал архатом, освободившимся существом. Если Будда сумел помочь даже такому человеку, то он наверняка сможет вести и нас!

 Будды обладают безграничным, безраздельным состраданием ко всем существам, и мы можем быть уверены в их постоянной помощи. Будды не похожи на обычных людей, которые помогают друзьям и вредят врагам или же помогают человеку, когда тот мил, и не помогают, когда тот в плохом настроении. Скорее, будды видят то, что выходит за пределы наших поверхностных различий и слабостей, и имеют постоянное беспристрастное желание помочь каждому из нас.

 Способность будды помогать другим не ограничена эгоизмом или неведением. Однако будда никого не может заставить действовать каким-то образом. Будды также не могут воспрепятствовать нашей карме. Они не могут стереть из нашего потока мысли кармические отпечатки или предотвратить их созревание, если присутствуют все необходимые условия. Будды могут вести, вдохновлять и учить нас, но только мы сами можем контролировать свои мысли, слова и поступки.

 Как солнце светит повсюду без различений и ограничений, так же и будды в равной степени помогают всем. Однако солнечные лучи не могут проникнуть в перевернутый горшок. Если горшок лежит на боку, то в него может войти немного света. Когда же горшок стоит правильно, свет заполняет его.

 Подобным образом, в соответствии со своими действиями и установками, мы находимся на разных уровнях восприимчивости к просветляющему влиянию будд. Будда помогает другим спонтанно и без усилий, но то, сколько мы получим, зависит от нас. Не пытаясь исцелить свои привязанность, гнев и узколобость, мы ограждаем себя от вдохновения буддами. Однако, чем больше мы следуем пути, тем больше наш ум сам раскрывается для получения от будд вдохновения и поддержки.

 Поскольку наш ум омрачен беспокоящими эмоциями и кармой, мы не можем непосредственно общаться со всеведущим умом будд. Поэтому будды из сострадания являются во множестве форм, чтобы вести нас.

 Одна из форм называется телом радости. Это тонкое тело, которое будды принимают, чтобы учить высших бодхисаттв в чистых землях. Чистые земли — это места, основанные различными буддами, где продвинутые практикующие могут практиковать, не встречая препятствий.

 Однако в настоящее время наш ум настолько озабочен материальным, что мы еще не создали причин к перерождению в чистых землях. Поэтому будды из сострадания являются в более грубых телах, возникающих в нашем мире, чтобы общаться с нами. Будда, например, может проявить себя как учитель или как друг во Дхарме. Будда может явиться даже как мост или животное, или как человек, который нас критикует, чтобы заставить столкнуться с собственным гневом. Однако будды не разглашают, что они делают, и мы редко распознаем их.

 Обращаясь к величественным достоинствам Будды Шакьямуни, жившего в Индии 2500 лет назад, буддисты так восхваляют их:

 

Тебе, чье тело создано миллионом совершенных добродетелей,
Чья речь исполняет надежды всего живого,
Чей ум видит все, что нужно постичь,
Князю Шакьев мы отдаем почтение.
Дхарма и Сангха

 Дхарма обозначает две вещи: 1) постижения пути, в частности мудрость, непосредственно постигающую пустоту, и 2) пресечение всех страданий и их причин, осуществленное благодаря этим постижениям.

 Дхарма — это наша реальная защита. Как только наш ум становится путем и осуществляет пресечения, никакой внешний или внутренний враг не способен нам повредить. В более общем смысле Дхарма обозначает учение Будды, которое указывает путь к осуществлению постижений и пресечений.

 Сангха — это те, кто непосредственно постиг пустоту. Так что это надежные друзья, которые воодушевляют и сопровождают нас в пути. Строго говоря, термин "Сангха" относится к любому, кто непосредственно постиг пустоту, будь он монах или нет. В Сангху входят архаты — те, кто освободил себя из круговорота существования. Бодхисаттвы, непосредственно постигшие пустоту, также являются Сангхой. Эти святые бодхисаттвы имеют власть над процессом своих перерождений. Благодаря великому состраданию они непрестанно и по своей воле возвращаются в мир, чтобы вести нас.

 Определение "сангха" относится также к общине монахов и монахинь, посвятивших жизнь осуществлению Дхармы, хотя и не обязательно уже достигших реализации. На Западе иногда слово "сангха" применяется и для обозначения общины мирских последователей, но это не является традиционным словоупотреблением.

Врач, лекарство и сиделка

 Прибежище сравнивают с врачом, лекарством и сиделкой, на которых полагается больной, чтобы выздороветь. Мы подобны больному, поскольку подвержены множеству неприятностей в этой и будущих жизнях. В поисках решения мы советуемся с опытным врачом, с Буддой. Будда устанавливает причину болезни: беспокоящие эмоции и неразумные действия, совершенные нами под их воздействием. Затем он прописывает лекарство Дхармы, учение о том, как обрести постижения и пресечения, ведущие к пробуждению.

 Чтобы достичь результата, мы должны практиковать учение. Недостаточно просто слушать Дхарму. Нужно активно применять ее в повседневной жизни и во взаимоотношениях с другими. Это значит, что мы стараемся быть внимательными и замечать возникновение беспокоящих эмоций. Затем мы применяем средства, позволяющие ясно увидеть ситуацию. Если больные, имея лекарство, не принимают его, они не вылечиваются. Подобным образом, у нас дома может быть обустроенное святилище и огромная библиотека священных книг, но, если мы не применяем терпение, встречая раздражающего нас человека, мы упускаем возможность для практики.

 Сангха подобна сиделкам, которые помогают нам принимать лекарство. Иногда мы забываем, когда и какие таблетки нужно выпить, и сиделка напоминает нам об этом. Если нам трудно глотать эти большие таблетки, сиделка разламывает их для нас на кусочки. Подобным образом, постигшие путь являются настоящей Сангхой, помогающей правильно практиковать Дхарму, когда мы не знаем, что делать. Монахи и монахини являются хорошим примером, и всякий, кто продвинулся в практике дальше нас, может нам помочь.

 Наши друзья по Дхарме очень важны, поскольку мы легко поддаемся воздействию окружающих. Стараясь совершенствоваться, важно находиться в окружении людей, которые воодушевляют нас на это. Проводя время с теми, кто любит сплетничать и критиковать других, мы, скорее всего, станем делать это вместе с ними. Когда мы рядом с теми, кто ценит самовоспитание, их пример и воодушевление повлияют на нас положительно. Поэтому Будда сказал в "Дхаммападе":

 

Мудрые не водят дружбу
С неверующими, которые порочны,
Сеют сплетни и раздор.
Не нужно дружить с плохими людьми.

Мудрые водят дружбу
С верующими, чья речь мягка,
Кто нравственен и много слушает.
Берите в друзья лучших!

 Как объединить этот совет с нашим стремлением развить безраздельные любовь и сострадание ко всем? Умом мы стараемся смотреть за пределы поверхностных человеческих качеств и в равной степени заботиться обо всех. Однако, не будучи буддами, мы все еще легко поддаемся чужому воздействию.

 Таким образом, ради блага других будет мудрее заводить дружбу с теми, кто живет нравственно и ценит самосовершенствование. Хотя умственно мы можем равно любить и сострадать всем, физически следует оставаться рядом с теми, кто положительно воздействует на нас. Когда наш ум станет сильнее, мы сможем общаться с кем угодно, не боясь воздействия его или ее вредных привычек.

Тубтен Чодрон

"Открытое сердце, ясный ум"

Картина дня

наверх
Яндекс.Метрика