Что означает слово дакини? Тибетцы говорят кхандро— кха означает «небо», «пространство», а дро — «идти». Иногда, в тибетской поэзии кхандро является синонимом птицы, но не следует путать это со смыслом слова «дакини». Когда мы говорим о Трёх Корнях или Гуру, Дэва и Дакини, то Дакини означает йидама (тибетское слово "йидам" (yi dam) означает божество медитации или покровительствующее божество, йидам — образ Божественного Учителя, который практикующий использует для медитативной сонастройки с Ним) в женском обличье. Например, Ваджрайогини, Симхамукха, Тара и т. д. — все они дакини, поскольку так называют все проявления, имеющие женский облик. Дакини — это общий термин, не подразумевающий какого-либо уровня реализации, так как существуют различные уровни дакини. Например, Тара считается полностью просветлённой дакини.
Словом «дакини» можно также называть проявление состояния практикующего в образе женского йидама, скажем, Ваджрайогини.
В тантрических практиках дакини выражает собой постоянно меняющийся поток энергии, с которой имеет дело практикующий йогин на пути к просветлению.
Наконец, некоторые охранители учений, такие как Церингма, — это тоже дакини. Таким образом, есть разные уровни дакини, и это слово используется для всех проявлений, имеющих женский облик. В учении высший смысл слова дакини является одним из наиболее важных.
В учении мы говорим о трёх передачах: прямой, символической и устной . Когда проявление Нирманакайи (Нирманакайя— тело трансформации, в котором Будды и Бодхисаттвы принимают свойства, подобные свойствам обычных людей) передаёт учение, большинство из первых получателей этого учения — дакини.
В жизнеописании Падмасамбхавы, например, говорится, что первые четыре года он учил не людей, а сотни и тысячи дакини. Но что подразумевает слово дакини в этом случае? Обычно этих дакини можно подразделите на пять групп, соответствующих пяти семействам будд и пяти элементам. Мы не всегда имеем дело с самыми высшими проявлениями, и может быть много разновидностей дакини, относящихся к какому-либо конкретному семейству. В тибетском языке мы используем для них названия санджей кхандро (будда-даки-ни), дордже кхандро (ваджра-дакини), ринчен кхандро (рат-на-дакини) и т.д. Каждому семейству соответствует особое действие, способ проявления в виде цвета и света, а также мудрость.
Но самым важным является деление на джигтен кхандро и джигтенлэ депей кхандро. Джигтен кхандро означает «мирские дакини», или не выходящие за пределы нашего видения. Длсигтэнлэ дэ-пэй кхандро значит за «пределами мира» и подразумевает полностью просветлённых дакини, таких как Симхамукха и Тара.
Мирские дакини делятся на различные семейства соответственно своим действиям. Эти виды дакини могут проявляться как в человеческом облике, так и в невидимых для нас обликах, наподобие Тела Света, состоящего из сущности элементов. Другой класс дакини называется нацог кхандро, или «разнообразные дакини»; к этому классу относятся некоторые охранители, такие как Церингма.
Считается, что ганапуджа — это главным образом угощение для всех видов дакини: и мирских, и частично или полностью просветлённых. И в мандале наиболее многочисленные проявления — это тоже дакини.
Большинство охранителей учения — дакини. Зачастую дакини являются «владелицами» конкретных сущностных учений, которые учителя получают из их рук. Например, передача многих спонтанных учений, или терма Падмасамбхавы и других учителей пришла к ним от дакини. В данном случае это не означает, что дакини является учителем, — она лишь сохраняет и передаёт учение человеку, которому предопределено его получить.
Когда Гараб Дордже впервые передавал тантры Дзогчена, именно дакини, а не люди, получили их и собрали воедино. Например, Падмасамбхава лично получил учения от дакини Сангва Йеше, или Гухьяджняны, которая, в свою очередь, была одной из главных учениц Гараба Дордже.
Считается, что дакини живут все вместе, образуя нечто вроде общины, в которую входят дакини, находящиеся на разных духовных уровнях. Их первоочередная задача — защищать учение и сохранять его наиболее подходящим образом.
Существует связанный с дакини ритуал под названием кхандрой сунгдог (mkha’ ’gro’ibsrungs bzlog),цель которого — выкупить жизнь учителя. Может случиться так, что учитель увидит сны-предостережения о смерти, что можно истолковать как приглашение от дакини. В таком случае это означает, что учитель находится на весьма высоком уровне. Тогда, чтобы избежать смерти, выполняют ритуал, в котором просят дакини оставить учителя в покое, и таким образом заключают с ними нечто вроде договора.
Иногда мы говорим об исходящем от дакини наказании , которое может постигнуть практика. Это может произойти, если практик не соблюдает свою самайю (особые духовные обязательства, обещания искренности, которые дает ученик, вступая на путь духовного обучения) или ведёт себя очень плохо. Даже у дакини иногда случается, что не всё идёт так, как надо. Например, бывает, что какая-то дакини не выполняет своего обязательства защищать учение и как следствие подвергается наказанию: ей приходится переродиться в человеческом облике. Это частенько происходит. Нередко, оказавшись среди людей, дакини не помнит своего происхождения. Она абсолютно не знает о том, что она дакини, хотя устройство её каналов, её прана и сокровенная энергия, или тигле, — не такие, как у обычного человека. Она заключена в материальное тело, как в тюрьму, и это состояние является препятствием, причина которого — наложенное на неё наказание.
Другая разновидность дакини носит название шаза кхандро - «питающиеся мясом» — большинство из них проявляется в виде птиц, главным образом, грифов. Расскажу вам одну историю об этом. Однажды вечером, когда я был ещё маленьким, разыгралась сильная вьюга, и вся земля была покрыта снегом. К нашему дому подошли женщина и мужчина и попросились на ночлег. Никто их не знал, но, поскольку шёл дождь со снегом, мама отвела им комнату. Затем мы увидели, как женщина вышла наружу и выполнила такой ритуал: она повернулась лицом в одну сторону, произнесла несколько фраз, сделала несколько жестов, а затем хлопнула в ладоши, но не очень громко. То же самое она повторила во всех четырёх направлениях.
Я не понял, что она делала, но через некоторое время буря утихла и небо прояснилось. Я был поражён и спросил имя гостьи у её спутника, который, по-видимому, был ее слугой. Он ответил, что её зовут Йенцо, Кхандро Йенцо.
Позже, за чаем, я спросил у мамы, что это за женщина, и она сказала, что это лхама , или что-то вроде меди-ума-предсказателя; такие медиумы весьма распространены и Тибете. Это произвело на меня большое впечатление, и я предложил маме, чтобы она попросила гостью выполнить вечером ритуал гадания. Женщина согласилась. Вся семья собралась в самой большой комнате дома. Приготовили ритуальные подношения — особую мандалу, и ритуал начался.
В какой-то момент нам показалось, будто женщина уже ничего не воспринимает. У неё в руках был дадар (ритуальная стрела, украшенная разноцветными лентами), и она им энергично размахивала. Затем она начала выполнять всевозможные прыжки, при этом дадар в её руках всё время оставался в вертикальном положении. Её прыжки были поразительны, немного похожи на те, которые делают йогины, выполняя наиболее сложные янтры. По её движениям я понял, что она изображает грифа. И в самом деле, прыгая, она сказала, что стала грифом, везде побывала и посетила самые разные места. Затем она подробно предсказала будущее каждого члена нашей семьи, хотя на самом деле никого из них не знала. Она называла одного за другим по имени и объясняла обстоятельства жизни каждого. Это было очень интересно. Когда подошла очередь моего брата, она рассказала, что годом ранее он её потревожил, и назвала гору, на которой мы обычно оставляли пастись скот. Гостья объяснила, что в э го время пала лошадь наших соседей, и она отправилась туда в образе грифа, чтобы склевать её вместе с другими грифами, но мой брат кидал в них камни. Брат подтвердил, что такой случай действительно произошёл именно в то время.
Затем подошла очередь одного из наших младших родственников, которому было лет шесть или семь. Женщина предупредила, чтобы мы следили за ним очень внимательно и особо остерегались лестниц, так как в этом году будет много угроз для его жизни и есть опасность, что он упадёт. На следующий день женщина уехала, и мы больше никогда её не видели. Через четыре или пять месяцев этот наш юный родственник упал и скатился с лестницы. Я был в школе, и мои родные сразу же пришли, чтобы рассказать о случившемся и найти врача. Я тут же поспешил домой, но когда пришёл, мальчик уже умер.
На вид эта женщина была совсем простой и обычной. Дакини такой разновидности называются шаза кхандро .
Итак, дакини могут принимать человеческий облик, а потенциально существуют как естественное состояние человека. Дакини могут проявляться и в мужской форме, как паво . Иногда паво может быть йидамом, но это слово также означает проявление в человеческом мужском облике. У паво физическое состояние, расположение каналов, циркуляция праны и т. д. тоже иные, нежели у обычного человека, и в этом случае мы также имеем дело с пожизненным наказанием, поскольку паво заключён в материальное тело.
Некоторые разъяснения автора
Вопрос: В чём состоит наказание, которое может постичь дакини?
Чогьял Намкай Норбу: Это означает, что даже у дакини есть много обязательств, которые необходимо соблюдать. Когда дакини совершает ошибку или не делает того, что должна делать, она может навлечь на себя такое наказание. Вообще, читая истории Йеше Цогьял и Мандаравы, мы можем многое понять об особенностях дакини. Например, в конце жизни Йеше Цогьял стала просветлённой дакини уровня «за пределами мира», но изначально она относилась к дакини семейства Падма.
(Известны и дошли до нашего времени жизнеописания знаменитых йогинь, которые достигли высокой реализации и статуса дакини. Все они стали основоположенницами сложнейших тантрических практик, передающихся из поколение в поколение. Среди ярких представительниц таких йогинь наиболее известны Еше Цогьял (757–817 гг), принцесса Мандарава (VIII в.) и Мачиг Лабдрон (1055–1145). )
Вопрос: Все ли виды дакини могут проявляться в человеческом облике?
Чогьял Намкай Норбу: «Мирские» дакини могут проявляться в женском облике, а «немирские» дакини не проявляются в обычном материальном теле. Если они проявляются, мы называем это не просто дакини, а «воплощение». Те же дакини, которые имеют человеческий облик, в каком-то смысле, «заперты» в материальном теле. Так или иначе, когда у них появляется возможность пробудиться вновь, они могут с лёгкостью преодолеть препятствия и достичь уровня дакини «за пределами мира», полного просветления.
Вопрос: В чём различие между паво и дакини?
Чогьял Намкай Норбу: Дакини — это женская форма, а паво — мужская.
Вопрос: Дакини мудрости и дакини «за пределами мира» — это одно и то же?
Чогьял Намкай Норбу: Да, конечно! Но и «мирские» дакини, и дакини мудрости могут относиться к различным семействам.
Чогьял Намкай Норбу
«Дакини и Охранители»
Свежие комментарии