Наша личность состоит из множества различных факторов, некоторые из которых противоречат друг другу. Иногда мы любвеобильны, а иногда злорадны. Порой мы горды и отвергаем советы, а порой пытливы и готовы учиться. У нас нет постоянной личности, поскольку наши качества могут меняться. Если мы привыкаем к конструктивным установкам и отвыкаем от вредных, наш характер может улучшиться.
Беспокоящие эмоции не являются нашей неотъемлемой частью. Они подобны облакам, заслоняющим простор и ясность неба, а потому могут измениться и исчезнуть. Будучи основаны на неверном понимании и проекциях, беспокоящие эмоции не могут сохраниться, когда мы уже осознали их ложность. Таким образом, по мере роста мудрости и сострадания беспокоящие эмоции ослабевают.
Это не происходит просто потому, что мы этого желаем или об этом молимся. Это происходит, когда мы уже создали соответствующие причины. По мере того, как мы в повседневной жизни постепенно подчиняем беспокоящие эмоции, как результат естественно проявляется спокойное состояние ума. Мы несем ответственность. У нас есть контроль. Ясная природа нашего ума всегда присутствует, ожидая того, чтобы открыться, когда рассеются тучи беспокойных чувств. В этом наша человеческая красота, в этом наши возможности.
Будда говорил, что у всех беспокоящих чувств есть два общих свойства: неведение и эгоизм. Мы не понимаем, кто мы, как существуем мы и прочие явления. Это неведение. Из-за неведения мы делаем непропорциональное ударение на мне, я, меня, моем. Это самоозабоченное отношение приносит нам множество проблем, хотя на первый взгляд оберегает наше благополучие.
Философия самоозабоченности такова: "Я важнее всех. Мое счастье превыше всего, мое несчастье должно быть устранено в первую очередь". Такое отношение кажется довольно детским, но если мы проверим собственные мысли, то можем обнаружить, что многие наши действия побуждаются установкой на то, что "мое счастье сейчас важнее всего".
Это привычная установка, которая появилась у нас с рождения (а может быть, и еще раньше!). Хотя младенцы и не пользуются словами, они кричат, прося пищу, не только потому, что их желудок пуст, но и потому, что их ум жаждет "моего счастья сейчас". Наше общество поощряет эгоистичный ум, уча нас стремиться к собственному счастью чуть ли не любой ценой. Хотя состязание не обязательно должно быть эгоистичным, оно зачастую таково, ведь разве часто мы радуемся, когда другой человек или чужая команда лучше, чем мы?
Нас учат изворачиваться и обманывать с целью получить, чего мы хотим, и до тех пор, пока наша нечестность не раскрыта, она втайне оправдывается. Это иллюстрирует большое число правительственных чиновников и исполнительных лиц компаний, подвергающихся судебному преследованию. Однако, чем с ликованием указывать на них пальцем, нам лучше посмотреть на себя — не действуем ли мы сами подобным образом?
Мы, взрослые, более лживы, чем дети, так как маскируем свое эгоистичное отношение вежливыми манерами и видимостью внимания к другим. Но подо всем этим мы прежде всего ценим себя и лишь во вторую очередь — других.
Есть такие, кто верит, что люди эгоистичны по природе, что мы и наш эгоизм неразделимы, как духи и их запах. Так кажется потому, что наша эгоистичная точка зрения существует уже долгое время. В этом смысле можно сказать, что это естественно, поскольку с младенчества мы сосредоточены на самих себе и продолжаем оставаться такими же до тех пор, пока не совершим усилие, чтобы измениться.
Однако это не означает, что эгоизм является нашей неотъемлемой частью. Будь это так, как могло бы статься, что некоторые великие духовные вожди заботились о других больше, чем о самих себе? Как могла бы мать больше заботиться о своем ребенке, чем о себе? Как могли бы люди рисковать своей жизнью ради спасения других?
Если бы мы были эгоистичны по природе, не было бы никаких способов воспитать в себе безраздельную любовь и всеобщее сострадание. Однако такие способы существуют. На протяжении веков много людей преуспело в том, чтобы изменить свои установки и действительно начать заботиться о других больше, чем о себе.
Если бы эгоизм был нашей неотъемлемой частью, это бы также означало, что воззрения эгоистичного ума являют собой верное и полезное отношение к миру. Но, как мы увидим, это не так.
Эгоизм можно ослабить и окончательно устранить из нашего потока мысли. Сперва мы должны распознать недостатки установки на самоозабоченность. Убедившись, что в ней лежит причина всех неразрешенных проблем, мы будем выяснять, как она действует и как ее устранить.
Самоозабоченная мысль кажется другом, ищущим нашего благополучия, оберегающим от вреда и обеспечивающим наше счастье. Но разве это так? Всякий раз, когда возникает конфликт между двумя людьми, группами людей или странами, присутствует эгоизм. Одна из сторон защищает свои интересы, полагая их самыми важными, а другая делает то же самое. Компромисс и сотрудничество становятся трудными, равно как и прощение.
К примеру, в семейном конфликте, если не выходит по-нашему, мы несчастны. Если мы побеждаем, мы можем временно быть "счастливыми", но глубоко внутри мы не довольны тем, что сказали или сделали с целью добиться своего. Необузданный эгоизм не делает нас лучше и не приносит большего уважения, хотя и может дать временную власть. Если мы в первую очередь заботимся о себе, как могут другие полностью нам доверять?
Другим недостатком эгоистичного ума является то, что из-за него наши проблемы кажутся б`ольшими, чем они есть на самом деле. У нас небольшое затруднение, но при размышлении об этом снова и снова проблема растет и растет, пока мы не оказываемся неспособными думать о чем-то еще. "Мой экзамен так важен!" "Мой начальник требует слишком многого!" Наша озабоченность незначительными проблемами придает им невероятные размеры и глобальные последствия. Мы жалуемся, не можем спать, можем начать пить и принимать наркотики и даже заработать нервный срыв. Короче говоря, установка на самоозабоченность — это магнит, который притягивает к нам проблемы.
"Логика" эгоистических установок
Первичный догмат эгоистического ума — это то, что мы являемся центром Вселенной, самыми важными, чьи счастье и несчастье наиболее существенны. Почему мне кажется, что я важнее всех? "Потому что я — это я, — говорит эгоистическая установка, — потому что я — это не ты".
Я кажусь себе центром Вселенной (хотя я слишком благоразумен, чтобы заявить это публично). Но так же и вы, и многие другие. Простое ощущение, что наше счастье важнее всего, не делает его таковым.
Какие у нас есть доказательства, что наше счастье важнее всего? Разве мои зубы болят сильнее, чем ваши? Разве я получаю от еды большее удовольствие, чем нищий? Если мы подойдем к этому логически, сможет ли кто-то из нас сказать, что радость или печаль, которые мы испытываем, сильнее или важнее, чем у других?
Нам может казаться, что раз мы глава семьи, директор фирмы или умелый и талантливый человек, то мы важнее других. Да, важнее, но лишь потому, что в связи со своим положением несем большую ответственность за то, чтобы служить и помогать другим. Однако это не значит, что наше счастье лучше, а боль хуже, чем у других. Индийский мудрец Шантидева говорит во "Введении в практику бодхисаттвы":
Когда и я, и прочие созданья
Подобны в том, что все желаем счастья,
Чем важен я и почему
Лишь своего ищу я блага?
Богатый и бедный, умный и не очень, красивый и уродливый — все хотят быть счастливыми и избежать всяческих несчастий. Мы можем отличаться тем, в чем находим счастье, но сам факт желания счастья общий для всех. В этом все существа равны. Как говорит Шантидева:
Потому я должен рассеять несчастья других,
Что страдания их такие же, как и мои,
И я потому приносить должен благо другим,
Что они существа такие же точно, как я.
Важно понять, что, хотя все мы хотим счастья, у всех у нас различные пути его обретения. Мы любим разные вещи и имеем различные культурные ценности и личные цели. Было бы самонадеянным думать, что, раз мы что-то ценим, то это также должен ценить и любой другой. Много непонимания возникает между культурами и поколениями, поскольку мы полагаем, что другие должны ценить то же, что и мы. Очень важно осознавать это и уважать чужие предпочтения и неприятия, даже если они отличны от наших.
Это призыв заглянуть за поверхностное сходство между людьми и обратить внимание на более глубокий уровень. В первом приближении мы можем думать: "Ты увлекаешься химией. Я считаю, что это скучно, а вот древняя история — это интересно"; или: "Ты хочешь, чтобы твоя страна была более современной, а я хочу, чтобы моя притормозила и больше соприкасалась с природой".
Если мы сосредоточимся на этих различиях, то почувствуем себя отрезанными от других. Однако, если посмотреть глубже и увидеть, что на самом фундаментальном уровне мы одинаковы в том, что хотим счастья и не желаем страданий, то почувствуем себя очень близкими с другими. Ощущая, что с каждым у нас есть что-то общее, мы сможем лучше общаться. Шантидева вопрошает:
Как руки, ноги, уши, губы, пальцы
Мы полагаем все частями тела,
То почему же не считать частями жизни
Всех тех существ, что в плоть облечены?
Когда мы наступаем на колючку, наша рука тянется, чтобы вытащить ее из ступни. Рука не колеблется. Она не думает: "Почему бы ноге самой о себе не позаботиться? Помогать ей для меня такое неудобство". Почему рука с такой легкостью помогает ноге? Потому что они видятся частями единого целого, нашего тела.
Подобным образом, если мы рассматриваем всех существ как части единого целого — жизни, то нас не затруднит помощь другим. Мы будем помогать другой части большого целого, частью которого являемся сами. Вместо того, чтобы думать о себе как о независимых людях, мы поймем, что на самом деле взаимозависимы. И тогда мы будем помогать другим, как если бы помогали самим себе.
Так мы будем оказывать помощь, свободную от гордости. Когда рука помогает ноге, она не думает: "Как я велика! Взгляните на меня. Я столь многим жертвую ради этой ноги. Я надеюсь, нога оценит, что я для нее делаю!" Рука просто помогает. Безо всякой снисходительности или гордости.
Точно так же у нас нет никаких оснований хвастаться тем, как много мы делаем для других. Если мы приучим себя к идее, что все мы являемся частями единого целого — жизни, помощь другим станет настолько же простой, насколько сейчас такой является помощь самим себе.
Снова и снова размышляя о равенстве себя и других, мы можем устранить эгоизм из мыслепотока. Когда в комнате зажигают свет, автоматически исчезает темнота. Подобно этому, когда ложное понимание и предубеждение нашего сосредоточенного вокруг самих себя подхода предстают перед глубинным пониманием, исчезает эгоистичная установка. Если снова и снова приучать себя к установке на бескорыстную помощь, она станет такой же естественной, как сейчас эгоизм.
Самоозабоченность — это состояние ума, которое отражается в наших действиях. Однако мы не можем оценивать уровень эгоизма или бескорыстия других просто по их поступкам. К примеру, один человек может напоказ пожертвовать на благотворительность тысячу долларов, побуждаемый желанием казаться щедрым в глазах своих друзей. А другой может скромно внести на благотворительность пять долларов с искренним желанием того, чтобы другие получили пользу. В действительности щедр второй человек, тогда как первый жадно ищет хорошей репутации.
Разрешение сомнений
Некоторые люди могут чувствовать вину, когда они эгоистичны. Это совсем непродуктивно. Самоупрек — это хитрый трюк эгоистичного ума, поскольку опять же делается ударение на "мне" и на том, "какой я плохой."
Что необходимо, так это действие, а не вина. Когда мы замечаем, что эгоистичны, то можем вспомнить, что другие так же сильно хотят счастья, как и мы. Мы можем постараться ощутить, как они были бы счастливы, помоги мы им. Помня о доброте, которую все существа оказали нам в прошлых и в этой жизни, мы захотим воздать им за заботу тем же. Таким образом наша эгоистичная установка ослабнет, тогда как желание помогать другим усилится.
Устранение собственного эгоизма не означает, что мы даем каждому все, чего он хочет. Великодушие должно сопровождаться мудростью. Давать выпивку алкоголику — это не сострадание. Позволение ребенку расти без дисциплины не принесет ему пользы.
Усмирение самоозабоченности также не требует всегда уступать другим и никогда не защищать собственные взгляды. Когда между вами и другими есть разница мнений, мудрее будет в первую очередь освободить свой ум от гнева и привязанности. Упрямо цепляясь за свой взгляд только потому, что он свой, мы ограничиваем себя. Если мы узколобо отказываемся испытать новую идею, то не можем учиться. Но, очистив свой ум от всех беспокоящих эмоций, мы сможем увидеть ситуацию в более широкой перспективе и искать решение, лучшее для большинства. Мы все еще можем предпочитать свое прежнее предложение, но ум наш будет спокоен. Или же мы сможем изменить свое мнение.
Некоторые утверждают: "Если бы мы не были эгоистичны, у нас не было бы никаких жизненных притязаний, мы были бы бездеятельны и не имели целей." Хотя в настоящее время эгоистичные побуждения могут двигать нашими попытками показать хороший результат на экзамене, получить высокое место в фирме или изобрести новое приспособление, это не означает, что мы обязательно должны оставить такую деятельность, если освободим себя от уз самоозабоченных мыслей.
Конечно, мы можем отказаться от какой-то деятельности, когда прекращаем добиваться своего собственного блага. К примеру, мы можем воздерживаться от того, чтобы оскорблять и критиковать других. Но другие действия могут, тем не менее, выполняться из других, более сострадательных побуждений. Мы можем стремиться успевать в учебе с целью получить знания, которые можно использовать на благо других. Мы можем заниматься изобретательством или бизнесом с намерением использовать свои умения на благо других. Мы можем отбросить чувство соперничества, вызванное зацикленностью на самих себе, и заменить его на то, чтобы делать на благо других все, что в наших силах.
Хотя прочие люди из делового мира могут продолжать трудиться из эгоистичных побуждений, это не мешает нам изменить свои. Одна руководительница в Гонконге сказала мне, основываясь на собственном опыте, что, когда мы ведем дела этично и искренне заботимся о клиентах, поставщиках и так далее, они нам доверяют. Находясь с нами в добрых отношениях, они продолжают вести дела и хорошо отзываются о нас. Если мы эгоистично озабочены тем, чтобы заполучить себе большие деньги и лучшие сделки, это не будет выгодно в долговременном плане. Ее вывод был таков, что хорошая этика и забота о других способствуют бизнесу!
Уменьшение нашего эгоизма не означает, что у нас иссякает воля к жизни или что мы перестаем защищать себя перед лицом опасности. Убийство других — не единственный возможный способ ответа на опасность. Мы люди, и мы можем использовать свой разум и находчивость для разрешения проблем, не прибегая к насилию.
Из сострадания к тому, кто причиняет нам вред, мы можем остановить его, потому что не желаем, чтобы он пожинал дурные плоды своих действий, и потому что хотим продлить свою жизнь с целью дольше служить другим. Хотя раньше нам, возможно, никогда не приходилось думать таким образом, это вовсе не непрактичный или невозможный ход мыслей. Воспитывая свой ум в сердечной доброте, мы взрастим ее в себе.
Тубтен Чодрон
"Открытое сердце, ясный ум"
Свежие комментарии