На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Шамбала. Мир тесен

6 760 подписчиков

Свежие комментарии

Как эффективно работать с эмоциями? (буддийский опыт)

 

 

      В течение одного дня мы испытываем множество эмоций. Некоторые, такие, как настоящие любовь и сострадание, ценны. Другие — привязанность, гнев, узколобая ограниченность, гордыня и зависть — разрушают наш душевный покой и заставляют нас действовать, принося беспокойство другим. В главах этого раздела изучаются беспокоящие эмоции и исследуются некоторые средства их умиротворения и преображения.

Все беспокоящие эмоции основываются на свойственном нам предположении, что счастье и боль приходят извне. Кажется, что это другие люди и вещи делают нас несчастными или счастливыми. Таким образом, мы полагаемся на внешние объекты, с которыми соприкасаемся посредством пяти чувств — зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, — чтобы они нас осчастливили. Нам представляется, что счастье находится "где-то там", в том предмете, месте или человеке. И поэтому мы пытаемся добыть определенные вещи и быть рядом с определенными людьми. Подобным же образом мы пытаемся избежать всех тех предметов и людей, которые делают нас несчастными, поскольку кажется, что наше несчастье исходит от них,

Тот взгляд, что счастье и несчастье исходят от внешних вещей и людей, ставит нас в затруднительное положение, поскольку мы никогда не можем полностью контролировать то, что нас окружает. Мы пытаемся обрести желаемое имущество, но нам всегда мало. Постоянно разочарованные, мы ищем большего и лучшего, чего бы то ни было, что, как мы думаем, принесет нам счастье. Но знаем ли мы хотя бы одного богатого человека, полностью удовлетворенного? Знаем ли мы хотя бы одного человека, который полностью доволен своими друзьями и родственниками?

Точно так же всякий раз, когда у нас возникает проблема, мы думаем, что она вызвана вещами или людьми извне. Мы приписываем наши эмоциональные проблемы тому, как наши родители обходились с нами, когда мы были маленькими. Мы возлагаем вину за нашу теперешнюю неудовлетворенность на своих начальников, подчиненных, родственников или учителей. Мы хотим, чтобы окружающие нас люди научились обходиться с нами получше. Другие не такие, как нам хочется, и мы постоянно терпим крах в своих попытках заставить их измениться.

Наша жизнь может стать очень сложной, если мы будем пытаться сделать мир таким, как мы хотим. К несчастью, мир с нами не сотрудничает! Наши планы и мечты осуществляются лишь частично, если осуществляются вообще. Хотя мы можем временно преуспеть в том, чтобы влиять на чужие действия, мы не можем диктовать другим, что чувствовать и что думать. Когда мы получаем, чего хотим, мы в восторге; когда — нет, разочарованы и подавлены. Словно эмоциональный попрыгунчик, мы поднимаемся и опускаемся в зависимости от того, с кем или с чем мы встречаемся. Чтобы в этом убедиться, нам стоит лишь взглянуть на то количество настроений, которое у нас сегодня было,

Однако, как только мы проверим свой повседневный жизненный опыт, мы обнаружим, что счастье и благо не существуют во внешних предметах и людях, равно как и несчастье и неприятности. Будь это так, мы все бы воспринимали и реагировали одинаково, поскольку воспринимали бы то, что находится "где-то там", независимо от нас самих.

Но не всем нам нравятся одни и те же люди или вещи: одному нравится поп-музыка, тогда как другому — нет. Равно как и не всегда мы от одного и того же получаем удовольствие: детьми мы любили комиксы, но, став взрослыми, можем счесть их скучными. Это показывает, что наши переживания от людей и вещей зависят от того, как мы на них смотрим и как к ним относимся.

Таким образом, меняя свои интерпретации и то, как мы относимся к людям и вещам, мы можем изменить свои переживания. Мы можем распознать свои проекции, недо- и переоценку людей и вещей, и затем исправить эти ложные представления. Так мы будем относиться к вещам более реалистично и станем более удовлетворенными. Оставляя ложные представления, ведущие к привязанности, гневу, узколобости, гордыне и зависти, мы станем более уравновешенно относиться к другим людям и вещам.

 

Устранение боли из привязанности: Как вести уравновешенную жизнь

 

Знаете ли вы кого-нибудь, кто удовлетворен тем, что у него есть? С большинством людей это не так: они хотели бы иметь больше денег, лучше проводить отпуск, покупать больше вещей для своего дома и носить более привлекательную одежду. Некоторые становятся несчастными, когда не могут позволить себе то, чего хотят, и даже если у них это есть, они беспокоятся о том, чтобы оплатить счета к концу месяца. Они привязаны к своему имуществу и горюют, когда утерян драгоценный подарок или ломается семейное наследие.

В течение дня наше внимание обычно направлено наружу. С утра до ночи мы желаем видеть красивые образы, слышать приятные звуки и трогать приятные предметы. Когда мы делаем это, мы счастливы; когда — нет или когда соприкасаемся с неприятными зрелищами, звуками, запахами, вкусами и телесными ощущениями, мы расстраиваемся. Наши чувства и настроения ежедневно поднимаются и опускаются в зависимости от того, нравятся ли нам те объекты чувств, с которыми мы сталкиваемся.

Хотя мы извлекаем удовольствие из объектов чувств, это удовольствие — ограниченное. Если мы тщательно исследуем свою жизнь, то обнаружим: то, что один раз доставляет нам удовольствие, в другой раз делает нас несчастными. Например, пища приятна, когда мы начинаем есть, но не когда переедаем. Деньги дают нам возможность иметь много вещей, но они также заставляют нас беспокоиться о том, как бы их не потерять или чтобы их не украли. Вещи, к которым мы привязаны, не всегда доставляют нам удовольствие.

В данный момент нам может казаться, что чувственные удовольствия — это фантастика, но на самом деле нам доступно большее счастье. Согласно буддизму, все существа должны получать удовольствие и быть счастливыми. Однако мы должны тщательно исследовать, что такое счастье и каковы его причины. Есть много уровней счастья, и чувственные удовольствия — это один из них. Однако нам доступно счастье большее, нежели то, что мы испытываем от присутствия прекрасных вещей и замечательных людей. Буддизм направляет нас к высшему счастью, которое проистекает от преображения нашего ума.

Будда заметил, что когда мы привязаны к объектам чувств, то в конце концов становимся несчастными. Проблема не в объектах, а в том, как мы к ним относимся. Как же действует привязанность? Разве это правильный или необходимый способ относиться к людям и вещам, окружающим нас?

Привязанность — это отношение, когда человек переоценивает качества предмета или личности и затем цепляется за них. Иными словами, мы проецируем на людей и вещи те качества, которых у них нет, или преувеличиваем те, что есть. Привязанность — это нереалистическое воззрение и потому вводит нас в заблуждение.

Возьмем, например, пищу, поскольку это то, к чему привязано большинство. Видя или слыша запах чего-то вкусного, мы этого хотим. Нам кажется, будто бы счастье существует внутри пищи. Мы чувствуем, что если бы съели эту пищу, то обрели бы счастье. Нам кажется, что вкусность пищи существует независимо от нас как часть ее исконной природы.

Верно ли то, что нам кажется? Если бы пища была вкусной по своей природе, то каждому бы нравилось одно и то же, поскольку все мы любим вкусное. Если бы хорошее было присуще пище по природе, то она всегда была бы вкусной. Но, если оставить пищу на ночь, она потеряет свежесть и станет непривлекательной. Хотя ранее пища казалась нам неотъемлемо и постоянно вкусной и мы верили этому впечатлению, тот факт, что она изменилась, показывает, что пища не является ни постоянно, ни неотъемлемо вкусной.

Если бы счастье было неотъемлемым свойством пищи, тогда, чем больше бы мы ели, тем счастливее бы становились. Это определенно не так, поскольку, когда мы переедаем, то чувствуем себя отвратительно! Если бы пища содержала счастье, то поедание нужного количества делало бы нас навеки удовлетворенными. Однако спустя несколько часов мы чувствуем голод.

Хотя приведенные выше аргументы могут казаться самоочевидными, важно с ясностью изучить свой собственный опыт. Мы можем что-то рассудочно понимать, не будучи способны применить это в своей повседневной жизни. К примеру, мы можем знать рассудком, что счастье не существует внутри пищи. Тем не менее, всякий раз, когда нам хочется нашей любимой пищи, наше действительное восприятие и ожидание ее совсем иные. Видя это противоречие, мы начнем перемещать свое понимание из головы в сердце. Мы сможем лучше жить, согласуясь с тем, о чем знаем, что оно истинно, нежели согласуясь с тем, что бездумно полагаем таковым.

Когда мы исследуем то, что переживаем, становится ясно, что мы переоцениваем качества пищи и затем привязываемся к ней. Устраняя эти ложные проекции, мы можем ослабить цепляние.

Это не означает, что мы прекращаем есть. Мы должны есть, чтобы остаться в живых, но мы можем иметь реалистичный, уравновешенный взгляд на еду. Если мы относимся к ней как к лекарству, исцеляющему голод и питающему тело, мы будем есть спокойно и довольствоваться тем, что едим. Это удовлетворение — истинное благословение, так как от нас не всегда зависит, что мы будем есть. Если бы мы были привередливыми и всегда хотели потрясающей еды, мало было б у нас удовлетворения просто потому, что мы не можем всегда получать то, чего хотим. Будда сказал в "Дхаммападе":

Привязанность возникает от различающих мыслей,
Так знайте же их как корень привязанности.
Избегайте различающих мыслей,
И привязанность не возникнет.

 

Определенные фундаментальные заблуждения питают нашу привязанность. Они в том, что 1) вещи, люди и взаимоотношения не меняются; 2) они могут принести нам долговременное счастье; 3) они чисты и 4) они обладают настоящей, обнаружимой сущностью.

Эти заблуждения начинают действовать всякий раз, когда мы к кому-то или чему-то привязаны. Чтобы поглубже их изучить, мы воспользуемся примером своего тела.

 

Изменение: неизбежность старения

 

Зная рассудком, что не будем вечно молодыми, в глубине души мы инстинктивно чувствуем иначе. Так, глядя на свое изображение, сделанное много лет назад, мы поражаемся тому, насколько постарели. Наши волосы стали седыми или, возможно, у нас не так уж и много осталось волос, а кожа наша уже не такая гладкая. Несмотря на все кремы против морщин, краски для волос и средства от облысения, которыми мы пользуемся, наши тела все равно становятся все слабее и непривлекательнее, заставляя нас переживать и печалиться.

Вдобавок мы не ощущаем себя такими же юными и энергичными, как привыкли. Хотя сейчас мы можем делать упражнения и, как следствие, иметь много энергии, когда мы были моложе, эта энергия присутствовала сама собой. Теперь мы ощущаем, как наше тело теряет скорость, и вынуждены работать над тем, чтобы чувствовать себя в форме.

Некоторые люди очень расстраиваются из-за неизбежности старения. Западная культура с ее упором на молодость, здоровье и привлекательность создает основу для неудовлетворенности и забот. Мы превращаем в идола то, что постоянно теряем, — нашу молодость.

Если мы реалистично видим и принимаем изменчивую природу нашего тела, печаль, вызванная старением, ослабевает. Наше тело стареет вместе с каждым прошедшим мгновением, и нет никакого способа предотвратить это. Мы должны размышлять над этим так, чтобы не просто понимать это рассудком, но и принять сердцем. Если мы будем думать о неизбежности старения, пока молоды, то не будем .настолько потрясены, когда это произойдет.

 

Приносит ли нам наше тело долговременное счастье?

 

Второе заблуждение относительно нашего тела заключается в том, что оно приносит нам долговременное счастье. Мы очень привязаны к тому, чтобы быть здоровыми. Есть люди, которые балуют свое тело хорошим уходом и переживают, когда чихают или кашляют. Такая привязанность к здоровью приносит неудобства тем, кто нас окружает. Это также заставляет нас испытывать гнев или подавленность, замедляя тем самым выздоровление.

Хотя никто не любит болеть, наши тела подвержены болезням. Знаем ли мы кого-нибудь, кто никогда не болел? Если наш ум может признать слабость нашего тела, мы лучше сможем справиться с болезнью, когда она случится. Тогда, даже болея, мы сможем сохранять радостный ум. Положительная же установка автоматически поможет нам поправиться.

 

Чисты ли и привлекательны наши тела?

 

Другим заблуждением относительно нашего тела является то, что оно по природе чисто и привлекательно. Таким образом, мы привязаны к тому, чтобы хорошо выглядеть. Мы чувствуем, что мы чего-то стоим, когда выглядим хорошо, и используем свою внешность, чтобы привлекать к себе людей. Нам кажется, что мы будем нравиться другим, если у нас будет привлекательное или атлетично сложенное тело, и что они не будут замечать нас, если это не так.

Хотя одна часть нас думает, что наше тело по природе чисто, наша привязанность к своей внешности делает так, что мы постоянно им не удовлетворены. Мы можем использовать множество продуктов, диет и упражнений, чтобы сделать свое тело красивым, но наши желания никогда не исполняются полностью. Даже самые красивые женщины и мужчины недовольны своими телами. Нам кажется, что у нас что-то есть в том месте, где этого быть не должно, или же нет чего-то там, где оно должно быть. Хотя другие могут говорить нам, насколько мы привлекательны и хорошо сложены, нам всегда кажется, что наше тело недостаточно хорошо.

Но какова же цель нашей человеческой жизни? В том ли она, чтобы прекрасно выглядеть внешне, или же в том, чтобы развивать ум и открывать сердце с тем, чтобы стать прекраснее внутренне? Все мы встречали людей, которые внешне непривлекательны, но которые излучают внутренние качества терпимости и открытости, притягивающие людей. Качества, которые делают человека прекрасным внутренне, важнее и долговременнее физической красоты. Но эти качества не появляются случайно, они появляются, потому что люди взращивают их. Размышление над этим помогает нам прояснить свои взаимоотношения с телом.

Конечно, мы должны стараться беречь здоровье и опрятно одеваться, но это можно делать и без привязанности. Избыточная забота о своей хорошей внешности делает нас несчастнее. Привлекательность же может принести дополнительные проблемы, как мы можем это видеть на примере жизней разных знаменитостей. Если мы осознаем, что обладание привлекательным телом не устраняет наши проблемы и не приносит высшего счастья, мы избавимся от цепляния за то, чтобы быть красивым и хорошо сложенным. Тогда мы станем увереннее и более удовлетворенными тем, что являем собой. Осознавая, что внутренняя красота более важна, мы будем взращивать ее и обретем больше друзей, поскольку наш характер улучшится.

 

Наше тело не обладает реальной сущностью

 

Последнее заблуждение заключается в том, что мы верим, будто бы наше тело обладает реальной сущностью. Однако если мы тщательно изучим свое тело, то обнаружим, что оно является всего-навсего скоплением атомов. Ученые говорят, что в нашем теле пустот больше, чем пространства, занятого атомами. Вдобавок эти атомы непрестанно движутся.

Так что, когда мы ищем прочную, неизменную сущность, чтобы назвать ее "мое тело", мы не можем ничего такого найти. Нет такого устойчивого постоянного явления, которое мы могли бы опознать как тело. Также, поскольку то, что мы называем "мое тело", является просто скоплением атомов, расположенных определенным образом, наше тело не обладает собственной неотъемлемой сущностью. Точно так же оно не является неотъемлемо привлекательным или уродливым.

Эти четыре заблуждения — что наши тела неизменны, приносят долговременное счастье, чисты по своей природе и обладают реальной, обнаружимой сущностью — преувеличивают качества нашего тела. Это заставляет нас цепляться за то, чтобы быть вечно юными, здоровыми и внешне привлекательными. Такое цепляние делает нас недовольными и беспокойными.

Каков же иной путь взаимоотношений со своим телом? Прежде всего, может показаться непостижимым, что есть какой-то другой способ относиться к своему телу, кроме как быть к нему привязанным. И все же он есть. Один из путей — это думать: "Я могу придать своей жизни смысл тем, что буду совершенствовать свой характер, помогать людям, которые меня окружают, и делать вклад в жизнь общества. Мое тело является средством, которое позволяет это сделать. Поэтому я должен сохранять тело в здоровье и уходе не ради собственных эгоистичных целей, но чтобы использовать его на благо других".

Такой образ мышления может поначалу показаться чуждым, но, если мы приучим себя к нему, он станет для нас естественным. У нас будет меньше напряженности в отношении к своему телу, и благодаря этому мы станем счастливее.

 

Путь к удовлетворенности

 

Привязанность закладывает основу для неудовлетворенности, ведь неважно, сколько чего у нас есть, нам всегда хочется большего и лучшего. Наше общество эксплуатирует эту жадность и неудовлетворенность, и нам говорят, что мода прошлого года уже нехороша, а прошлогодние новинки техники устарели. Но лишь малое число людей способно позволить себе все то, что, как они думают, им следует иметь. Даже если мы можем купить много вещей, они потом стареют или ломаются, или же нам приходится приобретать что-то новое, потому что у остальных это уже есть. Это постоянно может выбивать опору из-под наших ног.

Если же, с другой стороны, мы думаем: "Того, что у меня есть, вполне достаточно", наш ум избавляется от напряжения. Это не означает, что мы никогда больше не будем покупать новые вещи или что наше общество не должно технологически развиваться. Если нам что-то нужно или же когда новая модель более эффективна, нет ничего плохого в том, чтобы это приобрести, если, конечно же, мы можем себе позволить! Но вне зависимости от того, удалось нам что-то приобрести или нет, в нашем уме не будет напряжения, поскольку мы довольны тем, что у нас есть. Будда сказал:

Если желаешь любого счастья,
Всецело оставь все привязанности.
Полным отказом от всех привязанностей
Обретается высочайший восторг.

Пока следуешь привязанности,
Никогда не обретешь удовлетворение.
Всякий, кто оставляет привязанность,
С мудростью достигает удовлетворения.

 

Пока мы жаждем большего, лучшего и нового, мы никогда не будем довольны, независимо от того, что у нас есть. С другой стороны, будучи довольными тем, что имеем, мы все же можем трудиться над тем, чтобы что-то улучшить, но в нашем уме не будет напряжения. Свободные от цепляния, мы можем развиваться экономически и технологически на благо каждого.

Сперва может показаться трудным думать таким образом, поскольку мы привыкли быть привязанными. Привязанность может быть такой сильной, что мы боимся потерять вещь или человека и паникуем. Эти страх и цепляние омрачают наши добрые чувства и не дают нам получить удовольствие от своих взаимоотношений и имущества.

Мы можем избавиться от этого страха. Сначала мы можем осознать, что это наш собственный ум создает проекцию красивой вещи или человека и что эта привязанность является ложной идеей. Это позволит нам стать реалистичнее. Затем мы можем вспомнить недостатки привязанности и оставить ее. Вместо этого мы можем позволить своему уму остаться в открытом состоянии удовлетворенности, зная, что, если у нас есть эта вещь или если мы находимся рядом с этим человеком, это хорошо, но, если это и не так, мы все равно можем быть счастливы.

Для некоторых людей слово "непривязанность" имеет отрицательный смысл, поскольку подразумевает аскетизм, бесстрастие и безразличие. Однако это не буддийское значение непривязанности. Это слово скорее относится к уравновешенному состоянию ума, когда мы не цепляемся за вещи и потому способны сосредоточить свое внимание на том, что действительно того стоит.

Быть непривязанным не означает, что мы раздаем все свое имущество и живем в пещере. Нет ничего плохого в том, чтобы иметь собственность. Нам нужно какое-то имущество для того, чтобы жить. Проблемы возникают только тогда, когда мы нереалистично преувеличиваем важность своего имущества. Это привязанность и цепляние вызывают проблемы, а не имущество. Будучи свободными от привязанности, мы можем получать от вещей удовольствие.

Когда мы пользуемся своим имуществом, полезно подумать: "Много людей трудилось, чтобы создать вещи, которые приносят мне удовольствие, и я благодарен им. Вместо того, чтобы пользоваться своим имуществом с эгоистичной привязанностью, я буду использовать его, стремясь улучшить свои качества так, чтобы я мог любить других и больше им помогать". Мы можем получать удовольствие от еды, одежды, дома или имущества, но исходя из иных, нежели ранее, побуждений. Поступая так, мы пребудем в мире и свободе от беспокойства.

Оставление привязанностей также не сделает нас безразличными и пассивными. На первый взгляд это может так показаться просто потому, что мы очень привыкли к привязанности. Однако есть множество других установок, которые могут служить нашими побуждениями. Искренняя забота о других — это одна из них. Желание принести другим счастье и предотвратить их страдания может быть могучей движущей силой нашей жизни. Таким образом, уход от привязанности открывает врата искреннему общению, любви и состраданию.

 

Тубтен Чодрон

"Открытое сердце, ясный ум"

 

Картина дня

наверх
Яндекс.Метрика