На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Шамбала. Мир тесен

6 760 подписчиков

Свежие комментарии

Жизнь, смерть, перерождение

Если я скажу, что «Я» есть, то вообразят,
будто оно вечно.
А если я скажу, что нет, то вообразят,
что смерть есть полное уничтожение жизни.
Самьюттаникя

1. Ум после смерти.

Одна жизнь или много жизней?

Все духовные и религиозные традиции сходятся в том, что за пределами этой жизни существует некое ее продолжение, и все они как-то готовятся к одной или многим будущим жизням. Если бы после нашей смерти не было ничего, а существование сводилось бы только к этой теперешней жизни, то мы могли бы довольствоваться знаниями и деятельностью, связанными с миром сансары и не было бы нужды в занятиях какой-либо духовной практикой.

Полагать, будто смерть есть полный конец всего и нисхождение в явное свидетельство ограниченности Ума. Это подобно тому, как если бы мы, живя во Франции, думали, будто за пределами этой не существует иных людей!

Однако, хотя разные духовные традиции и согласны в том, что есть некое посмертное существование, рассматривают они его с разных точек зрения. Есть традиции, в которых учат, что после смерти нас ждет не множество грядущих жизней, но лишь одна, вечная жизнь, тогда как согласно дхарме вплоть до Освобождения существуют многочисленные новые рождения.

Несомненно, что поверхностный Ум сочтет эти подходы взаимоисключающими, что, однако, совсем не верно, ибо речь здесь идет об интерпретации. Возьмем такой пример: допустим, что мы находимся во Франции и желаем получить представление о том, что такое Швейцария. Некто дает нам простой ответ, что это приятная страна. Такой ответ верен, хотя и весьма общ. Другой человек мог бы дать нам этот же общий ответ, а потом добавить еще и точное описание и разъяснить, в чем же заключается очарование каждого района и города. Такое подробное изложение никоим образом не ставило бы под сомнение слов первого нашего собеседника.

Подобным же образом, христианство, к примеру, дает нам общее представление о запредельном существовании. Оно учит, что жизнь после смерти продолжается, и что условия жизни грядущей зависят от этой нынешней. Христианин знает, что добродетель ведет в рай, порок — в ад, и это самое существенное.

Дхарма же, со своей стороны, учит, что возможно множество грядущих жизней. Отрицательные поступки, свершенные здесь, прижизненно, приведут к горестным существованиям, тогда как положительные поступки ведут к счастливым существованиям и, в конечном счете, к Пробуждению.

Обе эти традиции полностью сходятся в том, что необходимо оставить отрицательное и стремиться к положительному, а также в том, какие результаты имеет тот и другой способ поведения.

Никакого противоречия здесь нет, а различие сводится к тому, что одна традиция предпочитает краткий способ изложения, а другая — детализированный.

Смерть и вечность Ума

Пространство пребывает вне времени. Нельзя сказать, что оно-де начало существовать в какой-то данный момент или что ему предстоит спустя какое-то время исчезнуть. Точно так же Пустотность Ума пребывает вне времени, и Ум, природа которого есть Пустотность, по своей сущности вечен и находится вне времени. А, будучи вечен, Ум по своей природе пребывает за пределами рождений и смертей — они существуют лишь на уровне его иллюзий.

В той мере, в какой, не ведая о своей природе, Ум устремляется по пути иллюзий, он бесконечно, из рождения в рождение, блуждает в них. Обусловливает его неведение и карма, и из-за этого мы уже прожили в прошлом неисчислимое множество жизней. В будущем эти же причины поневоле приведут нас к новым существованиям. Ум странствует из жизни в жизнь, от одной иллюзии к другой, до тех пор, пока не достигнет Освобождения, иными словами, Пробужденного состояния Будды или великого Бодхисаттвы.

В нашем нынешнем состоянии мы не помним своих предшествующих жизней. Мы не знаем, ни откуда пришли, ни куда идем, ни к какому состоянию приведут наш Ум его странствия. И, тем не менее, то, что мы испытываем в настоящее время, есть только переход, промежуточное состояние среди неизмеримой бесконечности возможных существований и миров, бесконечности, которая превосходит наши способности понимания и воображения

Нам трудно смириться с представлением о множественности предшествующих и последующих существований, равно, как и с существованием иных миров. Нередко мы убеждены, т.е. у нас есть полное впечатление, что наш мир, наша жизнь и ее переживания и опыт в настоящем — единственно реальны. Разговоры об иных мирах кажутся нам таким же сумасбродством, им, скажем, для паучка показались бы разговоры о звездах. Паучок живет во вселенной собственной паутины и не имеет представления даже о том, что такое дом, а уж об улице или оде и говорить не приходится! Трудно бывает выйти за пределы своих обычных представлений. Вот и тибетцы нам не верят, когда мы им рассказываем о западных странах. Вы представьте-ка себе тибетца, которому расписывают финальный матч чемпионата по американскому футболу где-то в Соединенных Штатах; на поле с кондиционированным воздухом, с искусственными растениями и под стеклянной крышей!

Можно сравнить нашу обычную ситуацию с ситуацией, в которой очутился бы человек, который однажды утром проснулся и полностью утратил память, забыл обо всем, что происходило в предыдущие дни. Он считал бы, что проживаемый им день — один единственный а, ложась вечером спать, был бы уверен, что все кончено.

2. Рождение и смерть; Непрерывность иллюзии

Что умирает и что рождается?

Давайте рассмотрим, чем же в точном смысле слова является смерть и что, собственно умирает?

Люди обычно воспринимают самих себя как индивидуумов с телом и Умом. Отождествляясь с ними, они говорят; «Мое тело, мой Ум».

Кажется, что тело и Ум составляют некое единство. Ум отождествляется с телом и «проживает» его, как свое «Я». Затем, однако, наступает момент, когда тело и Ум разлучаются. Именно это и называется смертью. После нее тело становится простым трупом, обреченным на разрушение; его погребают, бросают в воду или сжигают. Но Ум продолжает свое существование, ибо кармическая сила являет ему новые иллюзии и вовлекает в новые рождения. Смерть случается только с телом, Ум же не исчезает.

Чтобы легче можно было бы понять связь, соединяющую тело и Ум, а также то, в какой мере они тождественны и различны, можно еще раз воспользоваться сравнением с состоянием сна. Когда мы видим Ясное сновидение, то наше тело сновидений перемещается, видит зримые образы, слышит звуки, имеет в своем опыте воображаемый мир точно так же, как наше теперешнее Тело переживает тот мир, который нам известен по состоянию бодрствования. Во время Пробуждения тело сновидений исчезает, однако для ума продолжается последовательность переживаний в ином теле и ином мире; на сей раз это состояние бодрствования.

Таков феномен смерти. Но в этом случае исчезает тело, свойственное нашему нынешнему состоянию бодрствования.

Различные перерождения ума, обусловленного кармой, можно также уподобить череде сновидений. Переход от одного сновидения к следующему напоминает смерть, когда первое сновидение заканчивается, и новое рождение, когда начинается следующее. Сновидения порождаются определенными отпечатками в потоке сознания, определенными кармическими склонностями. Затем другие отпечатки ведут к жизни в другом сне, потом в третьем и так далее, вплоть до момента Пробуждения, когда, наконец, рассеиваются все иллюзии сновидений. Точно так же мы силою кармы проживаем различные рождения и смерти в мире сансары, до тех пор, пока посредством освобождения не осуществляется духовное Пробуждение.

Пять составных частей индивидуальности

Наше чувство собственного существования того, что это «я», «мое тело» или «мой Ум», — есть переживание собственной Индивидуальности. Индивидуальность слагается из пяти совокупностей, на санскрите — скандх. Эти пять групп таковы:

1 )формы, куда включается пять первостихий (земля, вода, ОГОНЬ, воздух и пространство) а равно и тело со своими воспринимающими способностями (зрением, слухом, Обонянием, вкусом, Осязанием и Умом);

2) ощущения, подразделяющиеся, прежде всего на три типа: приятные, неприятные и нейтральные:

З) распознавания, к которым относятся представления и понятия;

4) побуждения, или мотивации, включающие в себя все психические движущие силы, побуждения и привычки, подталкивающие нас к определенной реакции и мотивирующие наши поступки;

5) сознание, иными словами, осознавание всех переживаний случающихся благодаря активности органов чувств и Ума; оно также является опорой этого схватывания.

Итак, все живые существа слагаются из пяти частей. Напротив, труп представляет собою только телесную оболочку, состоящую из пяти первостихий. Эту оболочку могут видеть и воспринимать другие, но у нее самой ни ощущений, ни распознавания, ни побуждений, ни сознания нет.

Сознание — последняя из скандх—в Сущности своей прозрачно, подобно небу, безначально и бесконечно. Если распознать его природу, это и будет нирваной, окончательным Пробуждением. Но пока это узнавание не произошло, именно сознание остается тем, что вращается в мирском круговороте и перетекает непрерывно от рождения к рождению, подобно водам Ганга. В момент смерти эта пятая скандха (т.е. сознание, которое, в сущности, есть Ум) не пропадает до конца. Но наступает период отсутствия сознания, подобный глубокому сну без сновидений, как, к примеру, после нескольких ночей без сна. Эта фаза называется «бардо Пустоты».

По прошествии некоторого времени, обычно дня через три-четыре сознание возвращается. Мы вновь осознаем свое существование, переживание в форме «Я есмь» снова здесь. Этот период возврата к индивидуальному сознанию и его опыту соответствует сияющим видениям, появляющимся к концу бардо Пустоты.

Затем начинается «бардо Становления», которое продолжается вплоть до следующего рождения.

Ум и «Я», т.е. индивидуальное сознание, подобны матери и ребенку. Здесь мать — это Ум, т.е. сознание-основа, а дитя — индивидуальное сознание, сознание «Я» . Индивидуальное «Я» умирает, но остается его мать, которая и дает рождение новому ребенку.

Воспользовавшись другим примером, мы могли бы сравнить сознание - основу с океаном, а индивидуальные сознания с его волнами, которые индивидуализированы кармическим ветром.

Так или иначе, когда восстанавливается индивидуальное сознание, то вновь активизируются склонности индивидуальной кармы и привычки Ума, а это есть возвращение четвертой скандхи, т.е. «побуждения». Постепенно появляются также и остальные части.

Индивидуальное сознание в этой последовательности существований можно уподобить кинематографическому Тарзану; в многосерийном фильме о нем мы видим, как он совершает различные поступки. Однако на протяжении множества разных эпизодов это все тот же Тарзан! Фильму здесь соответствует серия сансарических иллюзий. Последовательность жизней, на протяжении которых Тарзан, т.е. индивидуальное сознание, появляется в различных эпизодах, которые мы соотносим с различными состояниями сознания. В конце фильма иллюзия останавливается. Тарзана, т.е. индивидуального сознания больше нет.

Иллюзия индивидуальности продолжается вплоть до Просветления, которому в нашем сравнении соответствует конец фильма, т.е. сансары. Сознание к этому моменту полностью преображено в изначальное знание Будды.

З. Из жизни в жизнь; процессы перехода и бардо

Да смогу я распознать все видимые мною явления бардо
как мои собственные проекции, как излучение моего же Ума.
Падмасамбхава. Бардо Тхедрел

Повторного рождения не было бы, если бы в момент смерти мы исчезали наподобие того, как гаснет задутая свеча или испаряется вода. Но Ум есть Пустотность, а Пустотность умереть не может. Когда наступает смерть, то распадается связь тела с Умом, привязанным к иллюзорным видениям, — а этой связью мы и были — и теперь у каждого из этих составляющих свой удел. Затем, под воздействием кармы, основных склонностей и аффектов, испытывая влияние со стороны различных факторов и причин, мы вновь рождаемся в одном из шести миров.

Бардо

Согласно дхарме (как, впрочем, и иным традициям) смерть — еще не конец. После нее идет последовательность переживаний в различных состояниях, именуемых «бардо». Это тибетское слово переводится буквально «между двумя», «промежуток», «переход»; переходами же являются все проходимые сознанием состояния. Последовательность различных бардо слагается в цикл сансары, круговорота существований.

Этот процесс сменяющих друг друга бардо соотносим со странствованием сознания из жизни в жизнь. Но помимо этого и с преобразования состояний нашего сознания, происходящих постоянно, каждый миг. Наставления, связанные с различными бардо, представлены, прежде всего, в прославленном традиционном сочинении Бардо Тхедрел, что буквально переводится как «Слушание, освобождающее из бардо». На Западе оно более известно под названием «Тибетской книги мертвых». В ней даются инструкции, рассчитанные на практическое применение в процессе бардо, и предлагается путь постижения природы разных бардо, чтобы тем самым освободиться от них.

Хотя слово «бардо» соотносится в своем самом известном значении именно с промежутком между смертью и новым рождением, оно также может использоваться и в связи с любыми условиями существования, через которые проходит сознание. Так, его употребляют и для обозначения жизни, которая может быть рассмотрена как бардо между рождением и смертью — самое длительное из бардо. Мы можем также говорить о бардо между двумя мыслями или между двумя состояниями сознания; это кратчайшее из возможных бардо.

Период от момента засыпания до момента Пробуждения, называется «бардо сновидений», а агония есть бардо умирания.

Затем, после окончательной остановки дыхания, наступает период, когда Ум впадает в состояние полной бессознательности; это бардо Пустоты.

И, наконец, бардо Становления, означает период после полной бессознательности бардо Пустоты; в течение него сознание переживает посмертный мир, пока не наступит следующее рождение.

Кьябдже Калу Ринпоче
«Просветленный разум»

Картина дня

наверх
Яндекс.Метрика