Валерия Кольцова предлагает Вам запомнить сайт «Шамбала»
Вы хотите запомнить сайт «Шамбала»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

О сайте

Материалы, публикуемые на сайте, не имеют своей целью задеть или оскорбить чьи-либо религиозные или национальные чувства

Читать
Праздники сегодня

Администратор

6400 пользователям нравится сайт shambala.mirtesen.ru

Сейчас на сайте

  • Роман Парака
  • ruslan bargan
  • Анатолий Медников
  • Хайдар Туйгунов
  • дима зайцев
  • Николай Куценко
  • Людмила
  • Вася Васильев
  • Андрей Козлов
  • Сергей Нелидов
  • Николай Берсенев
  • Сергей Рязанов
  • сергей (PALYCH)
  • Вениамин Соловьев
  • Gurgen Martirosyan
  • Валерий Волков
  • Иван
  • Николай Новиков
  • Юрий Наз
  • Ирина Русанова
  • Андрей Фоменко
  • наталья бутенко
  • ТАТЬЯНА ЗАНТАРИЯ
  • Зинаида Р....
  • eugene zudin
  • Светлана Павлова
  • александр Иванов
  • Ольга Гурлева
  • Сергей Климчук
  • Ларочка
  • Виктор Головинский
  • natasha gubar
  • Андрей Резников
  • Марина (Ковальская)
  • Галина Юдина
  • Леонид Чечков
  • Борис Кригер
  • шурик щеглов
  • Семенков Александр
  • Иван П
  • Галина Гэхтер
  • Елена недозорова
  • Леонид Жигунов
  • Ирина Сальникова
  • корис
  • Юлия
  • Леха Нестеров
  • Галина Казак
  • олег мошечков
  • Наталья Сазонова

Новые читатели

6400 пользователям нравится сайт shambala.mirtesen.ru

Яндекс.Метрика
счетчик посещений

Круговорот бытия и иные формы жизни

развернуть

Круговорот бытия: Беличье колесо возобновляющихся проблем

Ситуация, в которой мы существуем, называется "круговоротом бытия" или, на санскрите, сансарой. Это обозначает цикл возобновляющихся проблем, при котором мы рождаемся, испытываем в течение жизни разнообразные проблемы и умираем. Никакие внешние силы или существа не удерживают нас прикованными к круговороту бытия. Источник наших проблем лежит в нашем собственном неведении: мы не понимаем, кто мы и какова природа окружающих нас явлений.

Согласно буддийской философии, поскольку мы не осознаем свою собственную природу, мы неправильно понимаем себя самих и все, что нас окружает. Мы думаем, что все существует таким образом, каким оно на самом деле не существует. У нас ложное представление о том, кто мы, когда мы думаем, что являемся постоянной, твердой, обнаружимой сущностью. Мы всячески лелеем это иллюзорное "настоящее Я". С утра до ночи в нашем сознании лишь одна мысль: "Я хочу счастья, и мое счастье важнее всего". Мы думаем и действуем так, как если бы были центром Вселенной, ибо мысль "мое счастье, мое страдание" преобладает и постоянно присутствует в нашем уме. И наша забота о других стоит на втором плане за заботой о самих себе.

Поскольку мы не понимаем высшей природы вещей и явлений, в нас развиваются привязанность и гнев по отношению к другим. Мы цепляемся за то, что приносит нам пользу, и испытываем отвращение к людям и вещам, которые кажутся угрожающими нашему счастью. Наши жизни проходят в этом круговороте "любо" и "не любо", "хочу" и "не хочу". Наш ум, словно попрыгунчик "йо-йо", непрестанно испытывает эмоциональные взлеты и падения.

Мы так же поднимаемся и опускаемся, переходя от одной жизни к следующей. Если в течение своей жизни мы действовали как разрушительно, так и созидательно, то иногда будем перерождаться в счастливой жизни, а иногда — в несчастной. Ничто не стабильно. Нет никакой уверенности, никакой гарантии, что у нас будет непрестанное счастье, пусть даже все мы этого хотим.

Мы действуем под влиянием своего неведения и тем самым создаем карму. Когда мы понимаем причины и следствия, то стараемся действовать созидательно. Когда же мы невежественны или беспечны, наш ум легко попадает под влияние беспокоящих эмоций, таких, как привязанность, гнев, зависть, гордыня и узколобая ограниченность, и мы действуем негативно. Эти действия оставляют след в нашем мыслепотоке, и эти следы влияют на то, что мы испытываем.

В момент смерти наши чувственные сознания утрачивают способность функционировать, а умственное сознание становится все более и более тонким. Это может привести в замешательство, поскольку мы привыкли жить в нашем нынешнем теле и очень к нему привязаны. Когда в момент смерти мы чувствуем, как разлучаемся со своим телом, то жаждем остаться в нем. Понимая же окончательно, что разлучение неизбежно, мы ищем другое тело.

Эти два фактора — жажда и стремление — являются обстоятельствами, приводящими к созреванию последствий тех или иных совершенных ранее действий. Это становится причиной того, что наш ум притягивается к некоторой форме жизни и мы перерождаемся в другом теле. Так мы и переходим от одной жизни к следующей.

Круговорот бытия и иные формы жизни

Ни одно из этих перерождений не длится вечно. Мы принимаем эти различные тела сообразно созданным причинам и испытываем результаты лишь столько времени, сколько существует соответствующая причинная энергия. Как только данная карма исчерпана, мы оставляем это тело и принимаем другое. Некоторые из этих перерождений могут длиться долго, но ни одно из них не длится вечно.

Некоторые люди имеют весьма идеалистические взгляды относительно перерождений. Они думают, что после смерти мы находимся где-то в космосе. Глядя вниз, мы думаем: "Хм, я хочу родиться у этих родителей". Это вовсе не так. Мы не выбираем сознательно. Силой наших беспокоящих эмоций и действий мыслепоток вталкивается в другое тело. Мы находим тело привлекательным и хватаемся за то, чтобы им обладать. Таким образом мы оказываемся в другой жизни, а круговорот бытия продолжается.

Некоторые думают, что каждое перерождение подобно испытанию: мы перерождаемся в определенной ситуации, чтобы научиться каким-то особым вещам. Этот взгляд подразумевает, что существует какой-то скрытый план, что кто-то другой решает, чему нам нужно научиться, или же мы сами это знаем. Это не так. Мы рождаемся в определенном теле потому, что совпали приводящие к этому причины и обстоятельства. Нет никаких предуготованных уроков, которые мы должны получить в течение своей жизни. Учимся мы на своем опыте или нет, зависит от нас.

Иные формы жизни

Согласно буддийскому учению, в круговороте постоянно возобновляющихся существований есть шесть видов жизненных форм. Три удачные формы жизни — это люди, полубоги и боги. Три менее удачные — это животные (включая насекомых), формы жизни, в которых испытывают постоянное разочарование и цепляние, и формы жизни, где постоянно присутствуют страх и боль. Некоторым людям трудно поверить в то, что существуют все шесть форм жизни, потому что мы можем видеть только людей и животных. Как же нам узнать, что существуют и остальные?

В начале моих занятий буддизмом мне также было трудно поверить в существование иных форм жизни. Тогда я вспомнила, что наши чувства не способны воспринимать все, что существует. Орлы могут видеть то, что мы, люди, видеть не можем; собаки могут слышать звук, недоступный нам. Мы не можем собственными глазами видеть атомы, так же как и нет у нас непосредственного знания о других планетах и звездных системах. Признавая ограниченность наших чувств и нынешнего объема научного знания, я начала думать, что иные формы жизни могут существовать, но мы о них не знаем.

Другим способом, который помог мне рассмотреть возможность существования иных форм жизни, было наблюдение широкого разнообразия настроений, восприятий и поведения, имеющихся у нас как у людей. К примеру, иногда мы довольны, терпеливы и всепрощающи. Благодаря спокойному состоянию ума наше окружение и люди, с которыми мы сталкиваемся, кажутся нам хорошими и приятными. Даже если кто-то пытается нас поддеть, мы не обращаем на это внимания, но, шутя и беседуя с ним, хорошо проводим время.

Теперь возьмем данное состояние ума, усилим его и спроецируем вовне, так, чтобы оно стало нашим окружением и телом. Это и есть жизненная форма небесных существ — богов.

В другой раз мы крайне гневны и вне себя. Иногда энергия нашего гнева столь велика, что, даже хотя нас никто и не беспокоит, мы все равно ищем кого-нибудь, чтобы сорвать на нем гнев. Наш гнев сочетается с мнительностью, и мы становимся крайне чувствительны и опасливы без причины. Наше восприятие людей и вещей, которые нас окружают, меняется, и кажется, что другие пытаются нам вредить, даже если это не так. Представьте, что это гневное, параноидально-мнительное состояние ума усиливается и проецируется вовне, становясь нашим телом и окружением. Это и будет жизненная форма страха и боли.

Таким образом мы можем представить себе существование иных форм жизни: наше тело и окружение как проявление состояния нашего ума. Так же, как позитивные действия притягивают нас к удачным перерождениям, негативные установки проявляются в неудачных жизнях. Все, что мы испытываем — счастье или несчастье, — исходит из нашего собственного ума.

Иные удивляются, почему животные включены в число трех неудачных видов перерождения. Некоторые животные умны и добры. Некоторые живут в лучших условиях, чем отдельные люди. Животные редко совершают столь разрушительные действия, на которые способны люди. Животные убивают, лишь когда это необходимо; они не создают атомные бомбы, могущие разрушить цивилизацию.

Все это верно подмечено. Однако люди обладают особыми возможностями и разумностью, которые, будучи мудро использованы, могут принести значительно более великие результаты, чем возможные для животных. Кот не может понять наш совет перестать убивать мышей и испытать к ним сострадание, как и дельфин не может понять учение о высшей природе явлений. То есть особенность нашей человеческой жизни в том, что нам относительно легко избегать негативных действий и совершать позитивные.

Как может тот, кто переродился животным, снова стать человеком? В прежних жизнях, будучи человеком, он действовал как позитивно, так и негативно. Следы всех этих действий сохраняются в его мыслепотоке. В конце той жизни негативный след созрел и стал причиной того, что это существо переродилось животным.

Животным трудно культивировать положительные установки и действовать в соответствии с ними. Однако животные могут приобрести положительные следы, слушая молитвы и декламацию священных текстов или обходя вокруг буддийских сооружений или храмов. Благодаря соприкосновению с объектами, обладающими могущественными добродетелями, в их умах могут остаться благотворные следы. Это подобно следу от слов "Ешьте кукурузные хлопья", вспыхивающих на киноэкране. Мы этого не осознаем, однако же это оказывает воздействие на наш ум.

Мыслепоток животного сохраняет позитивные следы, оставленные в то время, когда оно было человеком. Когда заканчивается кармическая энергия животной жизни — перерождение как в высших, так и в низших мирах всегда временно, а не вечно, — тогда есть вероятность, что позитивные следы созреют, приведя к новому человеческому рождению.

Будда из сострадания описывал бытие разнообразных форм жизни с тем, чтобы мы осознали возможные долговременные эффекты наших действий. Зная это, мы будем внимательны к тому, что делаем, думаем и говорим, и уделим время развитию своих благих качеств. Будда заметил:

"Страдание не рождается нигде, кроме нашего собственного необузданного ума. Если мы желаем достичь состояния истинного счастья, лучший способ себя воспитывать — это устранять неблагие состояния ума".

Тубтен Чодрон

"Открытое сердце, ясный ум"


Опубликовала Валерия Кольцова , 18.05.2014 в 13:53

Поиск по темам

Праздники славян
Буддийские праздники
Православные праздники
Католические праздники
Языческие праздники
Мусульманские праздники
Еврейские праздники
Праздники зороастризма
Праздники Индии

Последние комментарии