Валерия Кольцова предлагает Вам запомнить сайт «Шамбала»
Вы хотите запомнить сайт «Шамбала»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Материалы, публикуемые на сайте, не имеют своей целью задеть или оскорбить чьи-либо религиозные или национальные чувства

Читать
Праздники сегодня

Администратор

6390 пользователям нравится сайт shambala.mirtesen.ru

Сейчас на сайте

  • александр илларионов
  • Олег Ильенко
  • виталий грибель
  • Алексей Смирнов
  • Мария Корнеева
  • Олег Иванов
  • Ирина Петренко
  • Je suis fou de toi
  • Irina Tsoy
  • Родион Посморов
  • Alexander Trepyshko
  • Андрей Ревякин
  • Рустем Вазиев
  • Ludmila gaina
  • Наталия Бородина
  • Денис Денис
  • Надежда Круценко
  • Юрий Титов
  • Александр Золоторев
  • Tatjana Gantseva
  • Тимур Иржигитов
  • Михаил Речкин
  • Сергей Шалимов
  • Андрей Метляков
  • Владимир Бабин
  • Михаил Канаев
  • Валерий Ртищев
  • vitalisam VV
  • Таисия Чичилевская
  • Лариса Буряк
  • Alexander Rohrer
  • Ольга Хрущалина
  • Вадим Черкасов
  • Сергей Сабуров
  • natasha murano
  • Miha-52
  • Мастерова Виктория Владимировна
  • valentina kotina
  • Ольга Терещенко
  • Oleg Dotsenko
  • Елена Ежова
  • Сергей Ерещенко
  • Оксана Попова
  • Михаил Ачаев
  • Елена Егорова
  • Любовь Парулова
  • Олег
  • Хас Баев
  • Валерий Ерёмин
  • Ольга Алимбекова

Новые читатели

6390 пользователям нравится сайт shambala.mirtesen.ru

Яндекс.Метрика

Основы Дао и Дэ или Канон выявления Изначального

развернуть

В восемьдесят одном чжане 'Лао-цзы' есть всё. И если чего этой книге, кажется, недостаёт, так это — читателей. Хотя самой книги это не касается, ибо в ней есть и об этом ('Мои слова и понять — легко...'). Она поистине Самодостаточна, или, как говорится в 'Основах...', — 'неизбывно наполнена', подобно её создателю. (Отсюда, кстати, обманчивое впечатление 'пустотности' её текста, наполняемого каждым переводчиком из 'собственного сосуда'.) А вот каждый из нас, людей, волен решать сам, чего же недостаёт лично ему: 'своего' ли, чужого, тёмного ли, светлого, яркого или ясного... И одной из Книг-Откровений, способных помочь с ответом на этот Первый и Последний земной вопрос, была, есть и будет эта, возможно, самая краткая из книг Лао Цзы.


Основы Дао и Дэ или Канон выявления Изначального

  Раздел внешний

  I.

   Избранный Дао — Дао не постоянный.

   Имя данное — имя не постоянное.

   Небытие именую Неба-Земли Лоном,

   Бытие — Матерью всего сущего.

   Отсюда:

   постоянного Небытия жаждая —

   созерцаю Ее Сокровенное,

   Бытия постоянного жаждая —

   созерцаю Ее формы.

   То и другое — единородны,

   но имена — разные.

   Едино свидетельствуют о Изначальном.

   Изначальнейшее Изначальное —

   вход Всеобщего Сокровенного.

  II.

   Все в Поднебесной прознали

   о красоте красивого —

   и явилось уродливое.

   Прознали все

   о благостности благого —

   явилось и не-благое.

   Отсюда:

   Бытие и Небытие —

   порождают друг друга,

   трудное и простое —

   способствуют друг другу,

   долгое и краткое —

   соотносятся друг с другом,

   возвышенное и низменное —

   стремятся друг к другу,

   звонкое и глухое —

   вторят друг другу,

   предыдущее и последующее —

   соотносятся друг с другом.

   Вот отчего постигший

   дела вершит не-влиянием,

   наставляет — безмолвием,

   занят сущим всем ради сущего,

   не отказывая;

   порождает, но не владеет,

   свершает, не притязая,

   достигает в делах совершенства,

   но постов не занимает.

   А поскольку не занимает,

   то не будет низвергнут.

  III.

   Меньше ученым  чести —

   меньше в народе споров.

   Меньше ценятся вещи —

   меньше народ ворует.

   Меньше причин для страсти —

   меньше в сердцах смятенья.

   Вот отчего, выправляя,

   постигший

   опустошает сердца,

   наполняет желудки,

   ослабляет чувства,

   укрепляет остов,

   дабы народ неизменно

   был невежественен и бесстрастен,

   а те, кто мудр,

   не смели бы действовать.

   Воздействуя не-влиянием

   избежишь не-правильности.

  IV.

   Дао — пуст,

   но, применяя Его, — не прибавишь.

   О Глубочайший! —

   сходен с Пращуром всего сущего.

   Принижаю свои достоинства,

   усмиряю свое смятение,

   сочетаюсь со свои сиянием:

   уравниваю свои свойства, —

   о Обильнейший! —

   уподобляюсь хранителю.

   Не ведаю, чей Он сын.

   Образом — предшествует Первопредку.

  V.

   Небо-Земля не милосердны.

   Для них все сущее — что собаки и травы.

   Постигший истину не милосерден.

   Ему простолюдье — что собаки и травы.

   Пространство между Землей и Небом —

   не сходно ль с кузнечным мехом?

   Пусто, но не сжимается.

   Преображается, но выделяет все больше.

   Многословие полагаю излишним.

   Лучше придерживаться Середины.

  VI.

   Святое Ущелье Бессмертное —

   вот Изначальное Женское.

   Створ Изначального Женского —

   вот Неба-Земли Корень.

   Я нежен и бережен, подобно хранителю.

   Пользуюсь Им без усилия.

 VII.

   Небо — вечно.

   Земля — долговечна.

   Отчего они вечны ли, долговечны?

   Ибо не для себя рождают,

   оттого плодоносят вечно.

   Вот отчего постигший

   плоть свою отстраняет,

   Плоть — пропуская;

   плотью своей небрегает,

   Плоть — оберегая.

   Разве так оттого,

   что Я отвергает?

   Напротив,

   лишь так свое Я совершенствует.

  VIII.

   Высшее благо подобно воде.

   Вода благоволит всему сущему,

   но — ни с кем не соперничая.

   Обитает в местах,

   полагаемых многими низменными.

   Оттого приближена к Дао.

   Место благого — внизу.

   Сердце его — бездонно.

   Дары его — благотворны.

   Слова его — доверительны.

   Дела его — дружелюбны.

   Преображения — своевременны.

   А поскольку ни с кем не соперничает.

   то и не выделяется.

  IX.

   Чем восполнять, удерживая,

   лучше уж дать иссякнуть.

   Спрятанное, но острое, —

   не утаить долго.

   Золотом и нефритом выстланные покои —

   нет устеречь способных.

   Богатство, знатность, надменность —

   недуги, к коим стремятся.

   Дела вершить, свое отстраняя, —

   Путь Неба.

  X.

   Спокойствие духа хранить,

   объемля Единое,

   возможно ль не уединяясь?

   Сбирая Ци,

   обретая мягкость,

   возможно ли стать Младенцем?

   Омыть и очистить

   изначальное восприятие

   возможно ли безупречно?

   Любить народ,

   выправлять государство

   возможно ли без ведания?

   Врата Небес

   отворять-затворять

   возможно ли без Женского?

   Постичь и познать

   четыре Простора

   возможно ли без воздействия?

   Порождать и взращивать,

   порождать, но не владеть.

   свершать, но не притязать —

   такова Дэ Изначальная.

  XI.

   Тридцать спиц колеса

   объединяют единою ступицей,

   собою являющей Небытие.

   Бытие повозки — применение Небытия.

   Формуют глину,

   дабы сделать кувшин,

   собою являющий Небытие.

   Бытие сосуда — применение Небытия.

   Пробивают в стенах

   окна и двери,

   собою являющие Небытие.

   Бытие жилища — применение Небытия.

   Отсюда:

   Бытие создает полезность,

   Небытие — применимость.

  XII.

   Разноцветие — ослепляет.

   Разнозвучие — оглушает.

   Разновкусие — портит вкус.

   Охота, скачки —

   приводят в неистовство.

   Труднодоступные вещи —

   приносят вред.

   Вот отчего постигший

   внутренним занят —

   не занят зримым.

   Минует то, избирая Это.

  XIII.

   Благосклонность, немилость —

   трепет единый.

   Знатность, страданье —

   для плоти едино.

   Что означает:

   «Благосклонность, немилость —

   трепет единый»?

   Благосклонность ввергает в зависимость.

   Обретенье ее — трепет.

   Утрата ее — трепет.

   Вот что значит:

   «Благосклонность, немилость —

   трепет единый».

   Что означает:

   «Знатность, страданье —

   для плоти едино»?

   Причина тягчайшего

   из моих страданий —

   в обладании плотью.

   Не имей я плоти,

   где взяться страданью?

   Отсюда:

   знатный,

   плотью своей полагающий Поднебесную,

   может равно

   опереться на Поднебесную;

   влюбленному,

   плотью своей полагающему Поднебесную,

   может равно

   довериться Поднебесная.

  XIV.

  Вглядываюсь — не узрю.

   Именую же: «Заурядное».

   Вслушиваюсь — не внемлю.

   Именую же: «Умолкнувшее».

   Схватываю — не нащупываю.

   Именую же: «Неосязаемое».

   Три в отдельности — непознаваемы,

   но, сплетаясь, — творят Единое.

   Верх Его — не сияет.

   Низ Его — не зияет.

   Нескончаемый Неименуемый

   Шнур Плетения, возвращающего

   к Постоянному Не-имению.

   Такова Форма Бесформенная,

   Облеченное Без-Обличие.

   Таково Смутно-Неясное.

   Встречно следуя —

   лик не вычленишь.

   Вслед ступая —

   спины не выявишь.

   Цепко следуя Дао Древнему,

   дабы ныне — бытийным править,

   можно древнее познать Лоно.

   Означает — Сплетанье Дао.

  XV.

   Те, кто в древности благодетелен,

   был в служении Поднебесной,

   достигали Неосязаемого

   Сокровенного Изначального,

   стали скрыты и недоступны.

   Коль сокрылись и недоступны,

   то, пусть нехотя, но — описываю,

   так колеблясь тут,

   словно в зимний поток входя…

   О таящиеся! —

   словно всех соседей страшащиеся…

   О величественные! —

   словно благоволящие…

   О зыбчайшие! О мерцающие! —

   словно лед, почти уже тающий…

   О надежные! О невежественные! —

   что дубов естество древесное…

   О распахнутые! —

   что ущелие…

   О неясные! —

   словно мутные…

   Что же помалу все мутное

   здесь очищает, его успокаивая?

   Что же помалу все, Покоя достигшее,

   здесь возрождает, преображая?

   Оберегающий Это —

   дополнять не желает.

   А поскольку не полнит —

   скрывает прежде достигнутое.

  XVI.

   Достигаю предельной Пустотности,

   усердно храню покой.

   Сущности все уравниваются.

   Так созерцаю их Возвращение.

   Если каждая из множества сущностей

   возвращается к своему Корню,

   то движение вспять, к Корню,

   именую Успокоением.

   Таково

   Возвращение к Предначертанному.

   Возвращение к Предначертанному

   именуется Постоянством.

   Ведание Постоянства

   именуется Просветленностью.

   О Постоянстве не ведающий

   занят суетным и несчастен.

   Постоянство ведающий — Великодушен.

   Великодушный — Правитель.

   Правитель же — Государь.

   Государь же — Небо.

   Небо же — Дао.

   Дао же — вечен,

   не имеет плоти,

   не близится к гибели.

  XVII.

   О высшем Властителе знают лишь то,

   что он существует.

   За ним следует тот,

   о ком — добрая слава.

   За этим же — тот,

   кого страшатся.

   За тем — тот,

   кого презирают.

   Кто не преисполнен доверия,

   тому и не доверяют.

   О, тоскующий! —

   я дорожу словами,

   дела свершаю,

   события подвигаю.

   Простолюдины полагают:

   я — тождественен Естеству.

  XVIII.

   Отвергают Великого Дао —

   обретают Милосердие и Справедливость .

   Выявляют рассудок и мудрость —

   обретают Великое Лицемерие .

   Чуть в семье нелады —

   тут тебе и «сыновняя нежность»,

   и «забота отеческая».

   Чуть в стране, при дворе ли — смута, —

   тут как тут «верноподанные».

  XIX.

   Отставить постигших,

   мудрых отвергнуть —

   вот что нужно народу для счастья.

   Забыть Милосердие,

   Справедливость отринуть —

   народ возвратится

   к Сыновней Нежности

   и Заботе Отеческой.

   Отвергнуть искусное,

   отстранить полезное —

   краж и воров не будет.

   Но и этого — мало,

   оттого наставляю

   имеющего подчиненных;

   «Будь чистым холстом,

   лелей Естественность,

   умаляй свое «я»,

   умеряй свои страсти».

  XX.

   «Ученье» отринуть — забот не иметь.

   Хвалить ли, хулить, — не одно ли и то же?

   Что зло, что добро, — уж так ли несхожи?

   Устрашающий — сам трепещет.

   О Ширь Бескрайняя,

   Она ж нескончаема!..

   Люди веселы и развратны,

   словно в день весеннего праздненства —

   на склонах, покрытых всходами,

   И лишь я — о Бесстрастность! —

   никак не проявлен,

   подобно младенцу,

   смех еще не освоившему…

   О усталый, понурый! —

   как бесприютный…

   Все избыток имеют,

   и лишь я — что утрачивающий…

   О глупый сердцем!

   о непонятливый!..

   Миряне светлы и сияют,

   лишь я — сумрачно-темен…

   Они прознают и вникают,

   лишь я — безучастно-пассивен.

   О Безмятежность! —

   глади морской подобна…

   О Уносящееся! —

   словно не знает удержу…

   Все к чему-то способны,

   и лишь я — бестолков, что твоя деревенщина…

   Я один не от мира сего:

   почитаю Кормилицу.

 XXI.

   Дэ состоит

   в неукоснительном подчинении Дао.

   Влиянье же Дао на сущее —

   смутно, неясно.

   О Смутный, Неясный!

   Его Средоточие  содержит Образы.

   О Неясный! О Смутный!

   Его Средоточие содержит Сущности.

   О Сокрытый! О Потаенный!

   Его Средоточие содержит Семя.

   Семя Его — неизмеримо подлинно.

   Его Средоточие — доверительно.

   Древнее, а достигает нынешних.

   Слава Его не меркнет.

   Всеобщий Праотец

   чрез Него  проявляется.

   Откуда мне ведомы

   Всеобщего Праотца признаки?

   Благодаря Этому.

  XXII.

   Частное — приобщается.

   Искривленное — распрямляется.

   Ущербное — исцеляется.

   Разрушенное — обновляется.

   Умаляемое — прибывает.

   Умножаемое — обременяет.

   Вот отчего постигший,

   объемлющий сердцем Единое, —

   идеал для всех в Поднебесной.

   Не «своему» внемлет,

   и оттого — просветлен.

   Не по себе судит,

   и оттого — проницателен.

   Не собою гордится,

   и оттого — славен.

   Не «своим» дорожит,

   и оттого — главенствует.

   А поскольку ни с кем не соперничает, —

   с ним во всей Поднебесной

   соперничать нет способного.

   То, что сказано древними:

   «Частное — приобщается,» —

   разве пустые слова?

   Истинно: приобщаюсь,

   но — возвращаясь к Общему.

  XXIII.

   Речь Естества невнятна.

   Оттого:

   резкий ветер — не день напролет,

   дождь внезапный — не до рассвета.

   Кто же творит их?

   Небо-Земля.

   Земля и Небо —

   не неизменны,

   а что ж говорить о людях?

   Оттого зачем же

   Дао в действиях подчиняться?

   Преданный Дао — отождествляется с Дао.

   Преданный Дэ — отождествляется с Дэ.

   Утрачивающий — с утрачиваемым.

   Того, кто тождественен Дао,

   охотно приемлет Дао.

   Того, кто тождественен Дэ,

   охотно приемлет Дэ.

   Того, кто верен утраченному,

   охотно приемлет утраченное.

   Кто не преисполнен доверия,

   тому — не доверяются.

  XXIV.

   Стоящий на цыпочках —

   не часовой.

   Широко шагающий —

   не ходок.

   «Своему» внемлющий —

   не просветлен.

   По себе судящий —

   не проницателен.

   «Своим» гордящийся —

   не славен.

   Собой дорожащий —

   не вождь.

   Обладающий Дао

   зовет это все

   избыточным возмущением,

   бессмысленным отклонением.

   Таких порицает все сущее.

   Вот отчего

   Дао имеющий

   и поступает иначе.

  XXV.

   Сущностью — неупорядоченный,

   прежде Неба-Земли рожденный, —

   о Пустыннейший! о Тишайший! —

   лишь Основывающий, но не улучшающий,

   Обращающийся, но не гибнущий.

   Он может быть сочтен

   Мать-Кормилицею Поднебесной.

   Его первое имя [116] не ведаю,

   называю вторым же: Дао.

   Коли вынужден дать и первое —

   называю Его Великим,

   а Великого — Ускользающим,

   Ускользающего — Удаляющимся,

   Удаляющегося — Пре-вращающимся  .

   Оттого-то Дао — Великий,

   оттого Небо — Великое,

   оттого Земля — Великая

   и Велик — Государь.

   В Мирозданье Великих — четверо,

   и средь них — Государь.

   Человек подчинен Земному.

   Земное подчинено Небесному.

   Небесное подчинено Дао.

   Дао — Тождественности Естественному  .

  XXVI.

   Тяжкое — корень легкого.

   Покой — властелин беспокойства.

   Вот отчего постигший,

   и день напролет шагая,

   не расстается с тяжкою ношей,

   и даже в роскошных палатах —

   спокоен и независим.

   Что ждет

   облеченного имперскою властью  ,

   себе позволяющего

   пренебрегать Поднебесной?

   Пренебрегающий — утратит корни.

   Беспокойный — утратит власть.

  XXVII.

   Благие шаги — неследимы.

   Благие слова — безупречны.

   Благие планы — творят без прикидок.

   Благие затворы — ни щеколд, ни шкворней,

   а — не откроешь.

   Благие узы — ни шнуров, ни вязки,

   а — не развяжешь.

   Вот отчего постигший

   неизменно благом

   останавливает человеков,

   и не остается отринутого;

   неизменно благом

   останавливает и сущностей,

   и не остается отринутой.

   Таково Вместилище Просветления.

   Оттого:

   благой не-благому —

   покровитель наставник,

   не-благой благому —

   запас и богатство.

   Не почитающий своего Покровителя,

   не дорожащий своим Богатством,

   даже мудрым слывя,

   впадает в великое заблуждение.

   Таков Аркан Сокровенного.

  XXVIII.

   Мужеское свое ведающий,

   Женское свое сберегающий, —

   руслом служит для Поднебесной.

   Руслом для Поднебесной ставшего

   Дэ Постоянная не покидает,

   вспять возвращая —

   к Младенчеству.

   Свет свой ведающий,

   Тьму свою сберегающий, —

   идеалом служит для Поднебесной.

   Идеалом для Поднебесной ставшего

   Дэ Постоянная не заблуждает,

   вспять возвращая его —

   к Беспредельному.

   Славу свою ведающий,

   Бесчестием своим дорожащий, —

   ущельем служит для Поднебесной.

   Ущельем для Поднебесной ставшему

   Дэ Постоянная является полностью,

   вспять возвращая —

   к Древесной Естественности  .

   Тогда Естество Древесное,

   ветвясь, распространяясь,

   служит уже постигшему.

   Его применяя, постигший —

   наставник Повелевающему.

   Стало, Великая Правильность

   при этом не повреждается.

  XXIX.

   Покорить Поднебесную жаждущий,

   но на Нее воздействующий, —

   вижу: желаемого не достигнет.

   Поднебесная — Сосуд Священный.

   Воздействие — недопустимо!

   Воздействующий — обречен.

   Удерживающий — утрачивает.

   И оттого сущности

   есть выдвигающиеся,

   есть — вслед ступающие,

   есть едва дышащие,

   есть — задыхающиеся,

   есть укрепляющиеся,

   есть — истощающиеся,

   есть прекращающиеся,

   есть — разрушающиеся.

   Вот отчего постигший

   чрезмерное — отвергает,

   излишнее — отстраняет,

   крайнего — избегает.

  XXX.

   Кто власть над людьми имеющему

   посредством Дао споспешествует —

   не войском крепит Поднебесную.

   Дела его легко возместимы.

   На воинство опирающийся

   плодит невзгоды и беды.

   За спинами великих армий

   скрыты годы лишений.

   Благой свершает,

   но — отстраняясь,

   не смея прибегнуть к насилию.

   Свершает — не смея быть милостивым.

   Свершает — не смея нарушить.

   Свершает — не смея кичиться.

   Свершает — не истощая.

   Свершает, но — без насилия.

   В расцвете сил выглядеть дряхлым —

   таков отрицающий Дао.

   Отрицающий Дао рано иссякнет.

  XXXI.

   Предпочитающий армию —

   источник многих несчастий.

   Таких порицает все сущее.

   Вот отчего имеющий Дао

   и поступает иначе.

   Благородный бездействует,

   когда почитается левая  ,

   и применяет войско,

   когда почитается правая.

   Войско — орудье несчастья,

   не инструмент благородного,

   пусть вопреки желанию,

   но все ж его применяющего.

   Превыше всего — ровнодушие:

   спокойствие и бесстрастность.

   Победивши — не ликовать.

   Ликовать — одобрять убийство.

   Одобряющий же убийство

   сочувствия в Поднебесной

   не удостоится.

   В счастье ценится левое, в горести — правое.

   Младших военачальников располагают слева.

   Старших военачальников располагают справа

   Тем самым дают понять, что отправляют траур.

   Ибо убиты многие,

   и вот — скорбят и оплакивают.

   Да, победа одержана,

   потому отправляют траур.

  XXXII.

  Дао: Он —

   неизменно-неименуем,

   древесно-естественен,

   даже ничтожен,

   а во всей Поднебесной

   Его подчинить нет способного.

   Но, коль государь и правители

   подобны Его сберегающим,

   сущее все само

   должному повинуется,

   Небо-Земля совокупляются

   и выступает роса сладчайшая.

   Народу никто не указывает,

   он сам по себе уравнивается.

   Лоно Миропорядка

   содержит слова, имена, формы.

   Раз они существуют —

   должно постичь Самадхи .

   Ведающий Самадхи

   способен избегнуть гибели.

   В Поднебесной явленный Дао

   с горным сравню потоком,

   питающим реки-моря Мира.

  XXXIII.

   Знающий других — мудр.

   Знающий себя — просветлен.

   Одолевший других — силен.

   Одолевший себя — могуч.

   Полноту познавший — богат.

   Настаивающий — объят страстями.

   Не утрачивающий своего назначения —

   долговечен.

   Умерший, но не исчезнувший —

   вечен.

  XXXIV.

   О Дао Великий,

   о Разливанный!

   Он — во всем и повсюду.

   Всему сущему — жизнь и опора,

   и — не отказывает.

   Дела свершающий

   и — неведомый.

   Всему сущему — кров и опека,

   но к власти не прибегающий.

   Неизменно Бесстрастный,

   можно назвать: «Ничтожнейший».

   Сущее все приемлющий,

   но к власти не прибегающий.

   Можно назвать: «Величественный».

   К величию не стремящийся

   способен достичь Величия.

  XXXV.

   Держусь Великого Образа.

   Поднебесная замирает,

   отмирает, не повреждаясь.

   Достигаю Покоя Высшего.

   Радостью весь напитываюсь.

   Покидаю приют Самадхи.

   Дао, из уст исшедший, —

   о Пресный! —

   Он же безвкусен…

   Вглядываясь — не рассмотришь.

   Вслушиваясь — не расслышишь.

   Пользуясь — не израсходуешь.

  XXXVI.

   Хочешь вобрать — дай же расправиться.

   Хочешь ослабить — дай укрепиться.

   Хочешь упадка — дай развиваться.

   Хочешь присвоить — освободи.

   Таково Неявное Просветление.

   Мягкое слабое одолевает твердого сильного.

   Рыбе нельзя выплывать из омута.

   Власть же не должно

   выказывать людям.

 

Окончание следует

Лао ЦЗЫ


Опубликовала Валерия Кольцова , 15.11.2014 в 18:31

Поиск по темам

Праздники славян
Православные праздники
Буддийские праздники
Языческие праздники
Мусульманские праздники
Католические праздники
Еврейские праздники
Праздники Индии

Последние комментарии

Любовь Андреева
АNUBIS Ra
АNUBIS Ra
Валерия Кольцова
Любовь Андреева
Валерия Кольцова
Любовь Андреева
Лидия Саченкина
Спасибо за информацию о наших предках могучих!
Лидия Саченкина Тайны Скифии или история любви…
татьяна Доменти
Благодарю!!Очень. очень родное!!!
татьяна Доменти Тайны Скифии или история любви…
АNUBIS Ra