На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Шамбала. Мир тесен

6 760 подписчиков

Свежие комментарии

О гордости и зависти

Правильный взгляд на самих себя: Средства от ложной гордости

 

Гордость — это понятие, точка зрения, с которой мы раздуваем те качества, которые у нас есть — телесная красота или сила, образование, социальное происхождение или талант, — и считаем, что намного превосходим других.

 

У подобного отношения есть множество недостатков. Под влиянием гордости мы уверены, что другие знают, насколько мы хороши. Мы говорим о своих достижениях, мы стремимся произвести впечатление на других с целью получить похвалу, репутацию и деньги. Гордость заставляет нас свысока смотреть на тех, кому, как нам кажется, недостает наших хороших качеств.

 

Обуреваемые собственной важностью, мы на самом деле довольно смешны. Будь мы честны с самими собой, то увидели бы, что под этим маскарадом сами в действительности не верим, что хороши. Чтобы убедить себя, мы пытаемся доказать другим, что обладаем некоторым превосходным качеством. Нам кажется, что если другие верят в наше величие, то мы такие и есть. Глубоко внутри все мы, обычные существа, имеем неприглядное представление о самих себе. Даже человек с величественной внешностью, который кажется живым символом успеха согласно мирским стандартам, не чувствует себя достаточно хорошо. Находя трудным признаться другим в своей неуверенности, мы маскируем ее своей гордостью.

 

Как это возможно, что люди, которые выглядят преуспевающе, не довольны собой? Они, как и мы, смотрят на внешние источники самооценки, похвалы и подтверждения. Таким образом мы не осознаем своей способности стать в полной мере мудрыми и сострадательными. Хотя мы ищем счастья и самоуважения вовне, эти качества могут быть воистину достигнуты только внутренним развитием.

 

Гордость заставляет нас поступать по-дурацки: мы выставляем напоказ свою внешность, зачастую выглядя глупо в глазах других. Мы вольготно критикуем других, а потом удивляемся, почему это люди не хотят быть в нашей компании. Мы несправедливо обходимся с другими, а потом жалуемся, что в обществе нет согласия. Разлад наступает в любой группе людей, когда они горделивы и пренебрежительно относятся к чувствам других.

 

Хотя гордые люди требуют, чтобы их уважали, к уважению нельзя принудить. На самом деле общество уважает тех, кто скромен. Никто из лауреатов Нобелевской премии Мира не суматошен и не заносчив. Когда в 1989 году Его Святейшество Далай-лама получил эту высокую награду, он приписал ее не себе, но искренней самоотверженности и действиям, проистекающим из сострадания.

 

Мы можем уважать каждого. У людей, которые беднее, менее образованы или талантливы, чем мы, есть множество качеств и способностей, которых нам недостает. Каждое существо заслуживает уважения, и уж по крайней мере того, чтобы быть выслушанным. Гордые люди не могут этого усвоить, они снисходительны или нетерпеливы. Уверенные же люди добры, скромны и учатся у каждого. Таким образом они рождают гармонию и взаимное уважение среди других.

 

Гордость является одним из главных препятствий росту мудрости и развитию внутренних способностей. Веря, что они учены, талантливы и превосходны, гордые люди самодовольны. Они не хотят и не могут учиться у других. Их гордость удерживает их в состоянии застоя.

 

 Уверенность в себе

 

Гордость часто путают с уверенностью в себе, а скромность ошибочно принимают за низкую самооценку. Однако заносчивое поведение вовсе не означает уверенности в себе, а скромность не значит, что мы видим себя в плохом свете. Уверенные в себе люди также и скромны, поскольку им нечего защищать или доказывать всему миру.

 

Очень трудно посмотреть на себя объективно. Мы склонны недо- или переоценивать себя, или считая себя бесполезными и недостойными любви, или, наоборот, воображая о себе что-то невероятное. Ни один из этих взглядов не является верной самооценкой; у всех есть какие-то хорошие качества, равно как и недочеты, которые необходимо исправить.

 

Мы не можем устранить свои ошибки, скрывая их или заносчиво состязаясь с другими, чтобы доказать, что мы лучше всех. Но мы можем честно признать свои слабости и постараться их исправить. Сходным образом уверенность в себе рождается не от самозабвенного прославления своих качеств, но от изучения своих талантов и способности их развить.

 

Здесь полезно будет напомнить, что мы обладаем способностью стать буддой, тем, кто устранил все заблуждения и в полной мере развил все добрые качества. Поначалу это может звучать как экстравагантное предположение, но по мере понимания природы будды и пути к пробуждению наша убежденность в его верности будет возрастать. Глава "Природа будды" и раздел "Путь к пробуждению" прояснят этот момент. Драгоценная природа будды наша по праву рождения. Ее никак нельзя утратить или отобрать. Зная это, мы обретем устойчивую и реалистичную основу для уверенности в самих себе.

 

Мы можем принимать себя такими, как есть, и обладать верой в свою способность стать добрее и лучше. Этот уравновешенный взгляд на себя также дает нам духовное пространство, чтобы ценить и уважать других, ибо все существа обладают какими-то качествами, достойными уважения. Уверенные в себе люди способны признать то, что они чего-то не знают, и счастливы от этого, желая учиться у других. Таким образом возрастают их собственные добрые качества и знание.

 

Когда у нас есть добрые качества, они сами собой очевидны для других. Нам нет нужды заявлять о них. Махатма Ганди — хороший тому пример. Живя и одеваясь просто, он избегал прославления себя, зато уважал других. Хотя он не провозглашал повсюду свои добродетели, успех его работы и его величие как человека были очевидны.

 

 Как успокоить гордость

 

Каким образом мы можем противодействовать гордости? Поскольку гордость является ошибочной и ограниченной установкой, развитие широты взглядов позволяет нам видеть ситуацию более реалистично. Таким путем мы можем урезать свою гордость.

 

Если мы горды, к примеру, своим образованием, нам нужно всего лишь осознать, что своими знаниями мы обязаны милостивым усилиям наших учителей. Когда мы родились, мы были невежественны и бессильны: мы даже не могли сами есть или сказать, что нам нужно. За все, что мы знаем — даже то, как говорить или завязывать шнурки, — нам следует благодарить тех, кто нас учил. Так чем же, в таком случае, гордиться? Без чужого внимания и заботы наши знания и умения были бы очень малы. Подобные размышления избавляют нас от гордости.

 

Точно так же, если мы горды от того, что у нас есть деньги, мы можем припомнить, что деньги не всегда были нашими. Если они достались нам от семьи или по наследству, благодарность этим людям более уместна, чем гордость самими собой. Даже если мы заработали эти деньги, все равно они пришли от других — от наших работодателей, служащих и клиентов. Благодаря нанимателю, давшему нам работу, или нашим служащим, помогающим делам процветать, у нас сейчас есть деньги. В этом смысле эти люди были к нам очень добры.

 

Нам может быть непривычно таким образом вспоминать доброту других, но если мы об этом подумаем, то увидим, что это разумно. Хотя нам может казаться, что мы преуспели вопреки злой воле других, в действительности одних лишь наших усилий недостаточно, чтобы достичь успеха. Мы зависим от других. Зная это, мудрые люди чувствуют благодарность — не гордость — в отношении других.

 

Мы можем гордиться своей красотой, молодостью, силой и удалью, но все эти качества изменчивы. Нам может казаться, что мы долго будем оставаться молодыми, красивыми, сильными и крепкими, но все это преходяще. Миг за мигом мы стареем. Морщины не появляются внезапно, зубы не выпадают все сразу, но постепенно наши тела теряют свой блеск.

 

Наше общество пытается предотвратить старение или скрыть его, но на самом деле могучий футболист находится на пути к превращению в старика, который будет сидеть у боковой линии поля с тростью в руках. Прекрасная королева неизбежно станет сгорбленной старухой. Видя, что наше тело постоянно стареет, чем же тогда гордиться?

 

Если наши тела сильны и привлекательны, мы можем ценить эти качества без того, чтобы обманываться. Сходным образом мы можем радоваться любым талантам, благосостоянию или знаниям, которые у нас есть, не будучи при этом надменными и самодовольными. Вместо того мы будем использовать все качества, что у нас есть, на благо других.

 

Чтобы усмирить гордость по поводу своего ума, мы можем размышлять о трудном для понимания предмете. Это даст нам понять свои ограничения и автоматически рассеет гордость. Имея более уравновешенный взгляд на самих себя, мы используем свою энергию на самосовершенствование и помощь другим.

 

 От зависти к радости: Как избавиться от душевной боли

Когда мы завистливы, мы не можем вынести счастье, богатство, репутацию, таланты и добрые качества других. Мы желаем разрушить их счастье и добрые качества и объявить их своими. Мы можем маскировать свою зависть или объяснять ее, но, когда мы срываем эти покровы, мы совершенно ясно видим, как она уродлива.

 

Зависть может подпортить взаимоотношения. Мы завидуем другому человеку, поскольку с ним тот или та, кого мы любим. Зависть возникает в случае с работой, когда кто-то получает должность, которую хотим мы. Когда другой лучше нас играет в футбол или на гитаре, моднее одевается или поступил в лучший институт, мы начинаем завидовать. Зависть вовлечена во многие межнациональные споры о границах и в противостояние политических партий в рамках одного народа.

 

Иногда наша зависть так сильна, что мы даже не можем спать ночью или сосредоточиться на работе. Зависть толкает нас говорить или делать то, что разрушает чужое благополучие и счастье. Она делает нас подленькими и нечестными.

 

Зависть основана на нашем ложном понимании ситуации. Самоозабоченный до крайности, завистливый думает: "Мое счастье важнее, чем чье-то еще. Я не могу стерпеть, чтобы у кого-то было счастье, которого хочу я".

 

Средство против этого — взглянуть на ситуацию с более открытым разумом, принимая во внимание не только свои, но и чужие счастье, выгоду и утраты. На наш ум может оказать глубокое впечатление памятование о том, что и другие желают счастья: они рады приобретениям и хорошим возможностям, они любят компанию хороших людей и ценят похвалу.

 

Когда кому-то другому достается что-то хорошее, то почему бы не порадоваться? Мы часто говорим: как было бы замечательно, если бы другие были счастливы. Теперь же один человек счастлив, и мы совсем даже не приложили к этому руку! Нет смысла становиться несчастными из-за зависти.

 

Мы не обязаны всегда быть лучшими или обладать лучшим. Маленький ребенок плачет, возражает и пытается испортить веселье своему товарищу по играм, когда не получает того, что дают ему. Как взрослым, ответственным за то, чтобы показывать детям хороший пример, и как гражданам, ответственным за общественное согласие, нам лучше будет позволить себе быть счастливыми и радоваться чужой удаче. Так будем счастливы и мы, и другие.

 

Например, коллега получает повышение по службе, которого, как нам кажется, заслуживали мы. Если мы смотрим на это только со своей точки зрения, мы завидуем и несчастны. Зависть не делает счастливыми ни нас, ни других. Она совершенно не помогает, так как не лишает коллегу повышения и не предоставляет это повышение нам. Помня же о том, что этот человек счастлив своим повышением и хотел бы, чтобы и другие разделили его радость, мы порадуемся его удаче. Тогда мы оба будем счастливы.

 

Легче исправить свою нереалистичную установку на зависть, когда она касается чего-то небольшого: например, кто-то получает подарок, а мы нет. Труднее радоваться счастью других, когда оно означает потери с нашей стороны.

 

Возьмем, к примеру, взаимоотношения мужчины и женщины, когда один из партнеров не верен. Если мы ревнуем, а затем кричим, проклинаем и даже бьем другого, мы не облегчим боль от ревности, равно как и не сможем убедить партнера, что ему лучше остаться с нами. Позволяя костру ревности продолжать гореть, мы теряем покой, становимся несчастными и мстительными. Вдобавок мы легко можем сказать или сделать что-то такое, что отвратит от нас другого, тем самым делая воссоединение невозможным.

 

Даже если мы не прощаем другому его неподобающее поведение, но сможем остаться спокойными, то испытаем меньше боли. Кроме того, мы сможем сохранить между собой открытое общение. В результате нам обоим будет легче, когда позже мы встретимся и поговорим. Двери останутся открыты на случай, если другой захочет извиниться.

 

Вкратце, избавление от зависти и ревности устраняет наши собственные внутренние муки. Умение радоваться успеху и добрым качествам других приносит счастье и им, и нам.

 

 

Тубтен Чодрон

"Открытое сердце, ясный ум"

Картина дня

наверх
Яндекс.Метрика